Александра Анисимова: «Лишний человек» — это я?

Александра Анисимова: «Лишний человек» — это я?
Фото: pics.nashgorod.ru

Откуда появился этот термин «лишний человек», «лишние люди»? Многие литературоведы считают, что он был придуман А.И. Герценым. Но есть и другая версия, что сам Пушкин в черновом варианте VIII главы «Евгения Онегина» назвал своего героя лишним: «Онегин как нечто лишнее стоит».

Лишний человек — литературный герой, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.
Принадлежа к высшим классам общества, лишний человек отчуждён от дворянского сословия, презирает чиновничество, но, не имея перспективы иной самореализации, в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому само разрушительному поведению. К типичным чертам лишнего человека относятся «душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад между словом и делом и, как правило, общественная пассивность» (Википедия)

Вопреки всем указам учителей и создателям ЕГЭ, заявляю, что я, как ученица 11 класса, и почти совершеннолетний человек, не согласна с данным термином. Даже сам термин вызывает недовольство, что значит «лишний»? Всем нравственно зрелым людям известно, что лишних людей не бывает, каждый в этой жизни по-своему нужный болтик, без которого не работает общий механизм существования. Если учесть, что сам термин — «плавает» и у него нет никакого устойчивого понятия, что он субъективно создан кем-либо, то почему он считается единственно правильным (в том числе и в ЕГЭ)?

Я спросила у одноклассника, что он думает по этому поводу, ответ был таков: «Может, именно „лишний“, потому что у других в голове засел идеал того, каким должен быть каждый»

«…каким должен быть каждый» — вот оно. И если посмотреть описание «лишнего человека» в определенных произведениях, то можно сделать вывод, что это обычный человек, как вы и я, или вон тот прохожий… Это просто человек, который всегда совершает какой-либо выбор, правильный или неправильный, поддаваясь эмоциям или влиянию других людей. Просто…человек.

А «нелишним» считают именно того, которой либо на 100% хороший/положительный персонаж, либо тот, кто на 100% плохой, а таких не бывает…

Таким положительным персонажем считают Катерину из произведения А. Н. Островского «Гроза». «Луч света в темном царстве» по намертво закрепленному определению Добролюбова. Эта девушка была «страдалицей» и не боролась с обществом, а просто сдалась, покончив жизнь самоубийством. И на уроках литературы нам навязывают мнение, что мы должны считать Катерину «лучом света» и рассматривать ее как пример нравственной и сильной личности. Этого от нас требуют не только учителя, но и задания в ЕГЭ. И если мы попытаемся доказать обратное, то нам не засчитают ответ, поэтому мы обязаны соглашаться с устойчивым мнением как на уроках литературы, так и на экзаменах (ОГЭ — обязательно). Следовательно, возникает вопрос — кого из нас хотят воспитать/вырастить? Серую массу, которая должна едино соглашаться со всем, что ей говорят, не имея собственного мнения, полностью уничтожая умение анализировать информацию и поступки, подобно стаду?

Мой учитель говорила нам, что наше мнение не может быть неправильным. Потому что оно лично каждого. Но при этом, подчеркивала, что высказывать мы его в сочинениях не должны — так как проверяющие сочтут нас за безнравственных людей, непонимающих проблемы бытия и т.д.

На одном из уроков мы разбирали тему «Печорин как представитель лишних людей».

Печорин — очень сильная личность, он обладает волей и жаждет действия. Однако этого персонажа терзают противоречия. Во-первых, Печорин мечется между двух начал: с одной стороны, герой циник и скептик, с другой стороны, он хочет живой деятельности и ярких впечатлений. Во-вторых, этот персонаж не может найти баланс между рассудком и чувствами, эгоизмом и состраданием. Он глубоко анализирует себя, поступки окружающих, но в то же время, Печорин обладает горячим сердцем и способностью понимать окружающую действительность. Герой очаровывает княжну Мери, чтобы самоутвердиться за счет Грушницкого, насмехается над «водяным обществом», доводит до погибели Бэлу, до изнеможения анализирует свои мысли. И в то же время, он в слезах бежит за Верой, открывает душу княжне, любуется природой перед дуэлью.

Всё это говорит о том, что Печорин — обычный человек, не раздутый пафосными страданиями в обществе или самобичеванием и мыслями о самоубийстве. Он, как и каждый из нас, ищет себя, пытается понять — на какую сторону ему встать. Но во время учебного процесса нас убеждают в ином, якобы человек, не сумевший сделать точный выбор, — слаб и от него нет никакой пользы обществу, поэтому он и лишний. Глупости! Подрастающее поколение должно понимать, что герой нашего времени — обычный человек, не примечательный страданиями и бездействием, как та же Катерина.

Возвращаясь вновь к перечню «обязательных соглашений», хочу привести в пример ОГЭ (Основной государственный экзамен или государственная итоговая аттестация в 9 классе), это аналог ЕГЭ, к которому учеников готовят еще с 8 класса. Творческая часть экзамена по русскому языку — сочинение на лингвистическую тему. Кто не понял — это анализ предложенного текста. Помню, каков был наш шок, когда мы узнали, что сочинение в ОГЭ, нужно будет писать с определенными клише и в обязательном соглашении с автором и его мнением: начинать надо с предложения: «я согласен с автором, потому что…" и никак иначе. Это полностью обесценивает всю суть и значение сочинений. Сочинения не предполагают такие требования.

То же происходит и в 11 классе. Да, мы можем не согласиться и да, мы можем брать зарубежную литературу, мы сами находим проблему в тексте и доказываем ее. Однако проверяющие имеют определенный перечень проблем и если наша не совпадет ни с одной из списка, то ее не засчитают. Так же, если проверяющий сочтет произведение зарубежной литературы некорректным, то аргумент будет не засчитан. К примеру, один из моих репетиторов (по совместительству — проверяющая), сказала — «ни за что не берите „Гарри Поттера“ Роулинг — это детская книга и в ней нет как таковых проблем». Как человек, прочитавший всю серию книг, могу уверено сказать, что там есть проблемы, и серьезные! Более того, эти книги нельзя назвать детскими, это не «Колобок» и не «Семеро козлят», чтобы принимать это произведение не подходящим для нашего уровня развития. Но, увы, нам приходится идти против своей воли и следовать всем требованиям, чтобы хорошо сдать экзамен. Остается лишь вопрос — хорошо… для кого?

Нашей системе образования пора бы понять, что нужно перестать следовать и навязывать мнение критиков прошлых веков, Белинского, Добролюбова и Писарева. И что наше личное мнение весит ничуть не меньше. И сегодня мы видим персонажей и проблемы иначе, чем критики ХIX века. Мы имеем собственные оценки всему, можем анализировать и доказывать, показывать настоящих нас, а не тех, кого желают в нас видеть.

Выходит, если я должна безропотно соглашаться с мнением других, понимая, что «лишними» они называют обычных людей, то значит… лишний человек это и я?

Александра Анисимова учится в 11 классе одной из тюменских школ и в мастерской журналистики детского медиа-холдинга «Академия радости». Мечтает стать журналистом. Увлекается фотографией.

 
По теме
В рамках данной лекции можно получить индивидуальные консультации по проекту от Елены Владимировны Кругловой, заместителя директора по реализации молодежных проектов МАУ "ЦРМПП", дважды победителя конкурсов «Росмолодежь.Гранты».
Накануне председатель Ялуторовского районного суда Иван Александрович Балашов побывал в доме для детей «Сияние Севера» в рамках программы мотивационной сессии «Будущее уже началось:
В Тюмени стартовала Неделя молодежной науки - NedugamNet.Ru 28 марта в Тюменском медуниверситете стартовала Неделя молодежной науки. На нее приехали исследователи из России, Белоруссии, Казахстана, Китая, Египта, Нигерии — всего более 500 участников.
NedugamNet.Ru
В Туртасе прошло комплексное тактико-специальное учение по ликвидации последствий ЧС - Уватский район В Уватском районе для совершенствования практических навыков, слаживания работы в чрезвычайных ситуациях в условиях, максимально приближенных к реальным, систематически проводятся тактико-специальные учения.
Уватский район
«Веселый и добрый, проказник домовой» - Центр соцобслуживания населения Каждый из нас знает, кто такой домовой. Он живет за печкой или на кухне, оберегает и защищает дом от врагов, пожаров, болезней, отвечает за благополучие и лад в семье.
Центр соцобслуживания населения