Автобус: мягкая посадка

Юрий МАШИНОВ
Андрей ЧЕРЕПАНОВ
/фото/

Мой хороший приятель работает на популярном московском радио. Когда он учился в МГУ, стажировку проходил у нас. Писал фельетоны. Потом, в столице, пристрастился к автомобильной теме. Сейчас каждый день дает слушателям советы, какой покупать автомобиль. Этот компонент нынче имеется почти в каждой семье. У меня тоже. Все дома Тюмени облеплены автомобилями. Однако после долгих размышлений я пришел к выводу: удобнее ездить на автобусе. Сидишь себе в мягком кресле и вместо атласа автомобильных дорог читаешь роман. Понятно, и тут не все гладко. Ямы случаются на трассе, рытвины.

…В тот день, когда по сотовому телефону получил редакционное задание написать о нынешнем состоянии автобусного движения, находился по делам службы в городской юношеской библиотеке.

Её директор возмущалась: многие сотрудники, живущие в разных концах города, опоздали на работу – дескать, с утра не было автобусов, а когда они появились на остановках, то из-за массового столпотворения нельзя было сесть. Подумаешь, нет на месте библиотекаря – ну, не прочитаем вовремя Пушкина и Блока… Донцову, в конце концов. Обществу – ноль убытков. Просвещение полностью компенсируется программами «Пусть говорят» или «Дом-2».

Впрочем, вот докладные от 12 сентября: «Отстают от графиков автобусы маршрутов №№ 25, 39, 13, 54, 17, 48». «На маршрут №43 вместо полагающихся 15 автобусов вышло только 9». «С утра на городских магистралях произошло 30 ДТП». «На ряде перекрестков не работают светофоры». «Не действует система ГЛОНАСС». «Перед главой города Александром Моором держат ответ руководители ПАТП-1 и ПАТП-2, компании «Авто-лидер», начальники других организаций-перевозчиков».

В ходе подготовки этого материала автор встречался с генеральным директором ПАТП-1 А. Пискулиным, исполнительным директором Союза частных перевозчиков А. Костаревым, директором ООО АТП «Энтузиасты» Ю. Солнцевым, другими руководителями, проигравшими конкурс на перевозку пассажиров. Понятно, ничего хорошего они не сказали. Общался, естественно, с водителями. Водитель маршрута №15 Николай Ога был краток:

– Все нормально.

Ну, не совсем пока нормально. Например, довольных всем и вся пассажиров я в тот день не встретил.

«На чем нас возят?! Маршрутки эти – частные «газельки», опасные для жизни, сколько уже было аварий по всей стране. Эти авто и по виду похожи на гробы».

Потому и затевались перемены, потому и проводился конкурс. Главное требование руководства города к перевозчикам: в течение года обновить парк, обзавестись терминалами и навигаторами. Причем обзавестись машинами низкопольными, чтобы были доступны инвалидам. Вполне справедливо.

Большинство проигравших, хотя и стонут от подобной жесткости, даже жестокости городской администрации (за невыполнение требований штраф до 1 миллиона рублей), однако в принципе согласны – закон суров, и все же это закон. Но все как один утверждают: конкурс проведен несправедливо. Приводят пример с ООО «Север», которому достались лавры победителя. Факты выкладывают такие: руководитель названной фирмы А. Ерохин представил конкурсной комиссии договорный документ, в соответствии с которым он должен получить 20 автобусов «Ютонг» китайского производства. Но на деле-то их нет. И ещё: для перевозки инвалидов «Ютонги» непригодны – слишком высоки пороги…

Лично меня беспокоит такой момент: конкурс не прошли частные перевозчики, приписанные к ПАТП-1. А ведь именно здесь для них созданы все условия: контроль перед выездом на линию, медосмотр, диагностика, ремонтная база, теплые стоянки.

Увы, Федеральный закон №94, на основе которого проводятся все конкурсы и тендеры, несовершенен. Это подчеркивали в своих выступлениях и президент, и премьер. Казусы происходят во всех отраслях народного хозяйства. «Тюменская правда» не раз поднимала эту тему. Сам писал о том, что, например, у дорожников конкурс порой выигрывают конторы, у которых за душой нет ничего, кроме ручки и блокнота. Известнейшая в регионе фирма «Казанская рыба» проиграла лот профтехучилищу, где готовят поваров. Но к процедуре конкурса придраться трудно – всё по закону.

Однако вернемся непосредственно к транспорту. На «жаркую» тему решил пообщаться с первым заместителем городской Думы Н. Романовым. Он инженер-транспортник по образованию, в свое время руководил автотранспортным предприятием. Затем, будучи не один год первым заместителем главы города, много сил и здоровья положил на организацию пассажирского транспорта в областном центре:

– Сейчас мы в первую очередь рассматриваем проблему рентабельности. Увы, она далеко не всегда совпадает с качеством обслуживания пассажиров. Привести в соответствие эти два понятия весьма сложно, – считает Николай Владимирович. – Пассажирам требуются сидячие места в автобусах, и чтобы рейсы по маршрутам были чаще. Для рентабельности же надо, чтобы автобусы всю рабочую смену ходили под завязку. И чтобы каждый входящий оплачивал проезд: будь то наличные деньги или транспортная карта. Мы же, город, за «льготников» тоже платим.

Город сократил количество автобусов большой вместимости на 120 единиц. Солидное, думаю, сокращение. На магистральных маршрутах – № №15, 30, 17, 14, 25, 1 – машин надо добавить. Имею в виду маршруты, по которым тюменцы едут на работу, а ученики – в школы, затем возвращаются в спальные районы.

– Все-таки люди остались не у дел, – пытаюсь встать на сторону проигравших конкурс. – Простаивает более ста машин ООО АТП «Энтузиасты» – значит, около 250 человек (слесари, шоферы, диспетчеры) стали безработными. Им надо кормить свои семьи. Как быть?

– Транспортной работы в городе хватит, – ответствует собеседник. – Тот транспорт, который освободился в результате конкурса, имею в виду автобусы класса М2 и М3, надо направить на так называемые межмикрорайонные и внутримикрорайонные перевозки. Например, маршрут Войновка – Восточный микрорайон, линии между четвертым, пятым, шестым районами… Зачем человеку, чтобы выехать из первого микрорайона в шестой, ждать «тридцатку»? Надо создать населению комфортные условия, чтобы без проблем можно было добраться до любого магазина, поликлиники, а ребятишкам – до спортивной секции, школы… Это надо делать, раньше у нас руки не доходили.

Соглашаюсь с Романовым. Сам живу в Южном микрорайоне, и чтобы добраться до торгового центра в районе МЖК, который вроде бы рядом, еду через весь город, то и дело попадая в пробки.

– О чем и говорю. И водители сами найдут эти маршруты. Их надо потом рассмотреть и утвердить, разработать графики, – убежден Николай Владимирович. – И пусть себе люди работают на здоровье! Ясно, что об этом надо было подумать раньше. Но не научились ещё мы предугадывать возможные ситуации.

А я снова подбрасываю вопрос. Может, чтобы добиться рентабельности, следует повысить тариф на перевозки, по сравнению с другими городами он не так уж и высок?

– Тариф достаточный, – считает Романов. – Смысла в повышении нет ни для пассажира, ни для перевозчика. Другое дело, что в пассажирских АТП надо до минимума свести количество административно-управленческого аппарата. Его содержание тянет назад всю экономику хозяйства.

И тут автор вспомнил рассказ тюменских водителей, побывавших в советские времена в Венгрии. Там на таком предприятии, как ПАТП-1, из аппарата в наличии директор, главбух и кассир. Всё! Директор, сказывали, иногда подрабатывает водителем. Но я тогда усомнился: ведь кто-то же должен, например, обеспечивать безопасность движения.

– Да всё у них есть! – восклицает Николай Владимирович. – Но люди работают не в штате, а по договорам: скажем, контрольный механик пару часов выпускает автобусы на линию и до свидания, до завтра! То же самое можно сказать о медработнике. Бухгалтерию ведет консалтинговая фирма – в конце месяца придут «фирмачи», влезут в компьютер предприятия, через неделю – отчет на подпись к директору. Вы посмотрите, чем занят бухгалтерский люд в первые три недели каждого месяца! Чаи гоняют! Экономика такого не терпит. Я всегда говорю нашим муниципальным подрядчикам: «Вы перестаньте считать себя великими людьми. Не успели организовать дело до 17.00 – будьте любезны поработать в качестве шофера, электрика, электросварщика. И выполняйте свои обязательства, которые на себя взяли». Есть у меня знакомый бизнесмен, моего возраста: до вечера он бизнесмен, а после двери меняет, окна вставляет. Потогонная система. Но ведь и заработки на порядок выше, а не рублишки за отсиженные восемь часов.

Не мог не задать Романову и «больной» вопрос: а как все же он оценивает проведенный конкурс перевозчиков?

– Думаю, провели его правильно, – ответил Романов.

Разговор продолжил уже с Пискулиным, гендиректором ПАТП-1:

– На все маршруты, кроме 15-го, мы добавили автобусы, на 25-й – даже больше, чем раньше. Можем, если надо, ещё добавить, – сообщил Александр Евстафьевич. – Кстати, на линии выходят исключительно комфортные бело-зеленые «ЛиАЗы», приобретенные для города решением губернатора В.Якушева, в том числе низкопольные, рассчитанные для перевозки инвалидов. И вообще правительство области уделяет транспортному обслуживанию населения постоянное внимание. Ситуация, скажем так, под контролем.

Действительно, ситуация меняется каждый день. Что характерно, в лучшую сторону. Буквально перед сдачей этих строк в печать прошелся по городу: и нигде не увидел переполненных людьми автобусных остановок. Даже скучно стало, сплошная рутина.

Когда глава города А. Моор песочил перевозчиков за недостатки в транспортном обслуживании, господа-товарищи отговаривались тем, что, мол, пробки в городе, а пробки из-за аварий на дорогах, плохой работы светофоров. Местное телевидение не раз показывало сюжет: барахлит светофор на перекрестке улиц Малыгина и Холодильной. По причине того, что место заколдованное. Едва ли из-за этого. Вот только что мой автобус простоял на перекрестке улиц Мельникайте и Республики. Заколдовали? Скорее всего, обслуживающая фирма виновата.

Помнится, монтажом и эксплуатацией светофоров занималось ОАО «СМЭУ». Дела шли весьма успешно, так как контора держала прямо-таки выдающихся специалистов. Неужели перевелись знатоки?

На этом пока завершим повествование. Транспортная тема большая, и мы совсем скоро к ней вернемся. Пока же пожелаем перевозчикам «зеленой волны», а пассажирам мягкой посадки – ну, чтобы сидений хватило всем желающим.

Ещё новости о событии:

Тем, кто не согласен с результатами первого конкурса, Александр Моор порекомендовал документально подтвердить свое несогласие.
19:09 27.09.2011 Life72.Org - Тюмень
Автобусы на улицах города: всё идет путем. - Тюменская правда
Юрий МАШИНОВ Андрей ЧЕРЕПАНОВ /фото/ Мой хороший приятель работает на популярном московском радио.
13:07 23.09.2011 Тюменская правда - Тюмень
 
По теме
В дежурную часть полиции города Тюмени поступило сообщение из медицинского учреждения о том, что к ним обратился местный житель 1983 года с различными переломами.
«Заплакала, поэтому перестал пинать»  Викуловский районный суд Тюменской области признал Александра Дериглазова, 1972 года виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека (ч.
Беспокойная старость   Викуловский районный суд Тюменской области признал ранее судимого пенсионера - Вадима Паршина, 1964 года рождения виновным в нанесении побоев, причинивших физическую боль, не повлекших последствий,
«Народная медицина»  Викуловский районный суд Тюменской области признал Минаеву Татьяну, 1976 года рождения виновной в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств,
ПРЕСС-РЕЛИЗ: «Соблазн, растущий у обочины дороги» Приговором Уватского районного суда ранее судимый 43-летний Виктор Т. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ.
«Народная медицина»  Викуловский районный суд Тюменской области признал Минаеву Татьяну, 1976 года рождения виновной в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств,
Викуловский районный суд