Новости города БезФормата.Ru
Тюмень
Главные новости
 
Задать вопрос?

Профилактика экстремизма в Тюменской области

Проблема экстремизма затронула многие страны. Феномен дискримина-ционного насилия имеет давнюю и трагическую историю. Колониальное прошлое многих государств обусловило возникновение смешанных обществ, в которых цвет кожи человека, национальная, религиозная или этническая принадлежность определяли его правовой статус. Но даже сегодня среди факторов, которые вызывают особую тревогу, - постоянный рост преступлений, связанных с насилием на почве расовой, религиозной, а также национальной нетерпимости. Борьба с экстремизмом очень важна. Ксенофобия и расизм в отношении иностранцев нередко приобретают масштабы социальных явлений, а ряд убийств и случаев жестокого обращения вызывает большую обеспокоенность ростом деструктивной агрессии в социуме. Противодействие экстремизму - одна из главных задач любого государства, это залог его безопасности.

Данное понятие тесно связано с крайностями. Экстремизм (от лат.extremus- крайний) - приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. В дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо — действий, высказываний, взглядов и т. п. Экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового.

Специалисты в сферах социологии и юриспруденции считают, что причины экстремизма кроются в человеческой психологии. Он возник в момент образования государственности. Однако современный экстремизм в России обусловлен многими социальными, правовыми, политическими, религиозными, административными, экономическими и другими процессами, происходящими на определенном географическом пространстве в течение последнего столетия. Кроме этого, экстремизм, как и каждое общественное явление, характеризуется исторической изменчивостью.

Одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп является молодежь. В настоящее время на территории России насчитывается более 150 молодежных экстремистских организаций с хорошей иерархией, дисциплиной, со своей идеологией, со своими вождями, лидерами. По разным оценкам, суммарная численность таких молодежных экстремистских организаций составляет десятки тысяч человек. При этом увеличивается опасность появления в скором будущем организованного массового молодежного движения, объединяющего экстремистов прежде всего в качестве формы политической борьбы.

Российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур.

В настоящее время в Российской Федерации действует ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма. Так, положения статьи 13 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Российская Федерация, основная внутренняя угроза конституционному строю может исходить от террористических, экстремистских, сепаратистских организаций.

Базовым нормативным актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом и дающим перечень характеризующих его юридически значимых признаков, является Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за противоправные действия, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, такие как «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» (ст. 5.26 КоАП РФ); «Нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации» (ст. 17.10 КоАП РФ); «Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» (ст. 17.2 КоАП РФ); «Мелкое хулиганство» (ст. 20.1 КоАП РФ); «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» (ст. 20.2 КоАП РФ); «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» (ст. 20.3 КоАП РФ).

В перечисленных статьях КоАП РФ установлены санкции, позволяющие при их назначении учитывать степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного физическим или юридическим лицом, личность нарушителя, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Безнаказанность за административные правонарушения экстремистской направленности влечет к совершению более серьезных преступлений, а реализация административной ответственности происходит быстро и дает своевременную правовую оценку действиям задержанных.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

В соответствии с примечанием 2 статьи 282.1 Уголовного кодекса РФ под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Самостоятельные составы преступлений экстремистской направленности изложены в следующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации: статья 280 УК РФ – «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»; статья 282 УК РФ – «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»; статья 282.1 УК РФ– «Организация экстремистского сообщества»; статья 282.2 УК РФ – «Организация деятельности экстремистской организации»; статья 357 УК РФ – «Геноцид» и др.

Высокий потенциал в предупреждении правонарушений экстремистской направленности имеют подразделения по делам несовершеннолетних, в чьи обязанности входит проведение общей и индивидуальной профилактической работы с подростками, их правовое воспитание. Под общей профилактикой понимается выявление и устранение причин противоправного поведения и условий, способствующих их совершению. Индивидуальная профилактика с несовершеннолетними, входящими в состав групп экстремистской направленности, заключается в своевременном выявлении указанных групп, осуществлении предупредительных мер в отношении групп в целом и отдельных ее членов в частности.

На Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации                           от 13.10.2004 № 1313, возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов, а также перечня общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Для эффективной борьбы с экстремизмом в целом, и с молодежным экстремизмом в частности, важен анализ как общих данных по России, так и анализ криминологических особенностей регионов, поскольку общность территории, экономической жизни, социальных условий, несомненно, накладывают свой отпечаток, во многом определяют характер и степень совершенных преступных деяний.

В настоящее время, в Тюменской области ведется активная работа по профилактике и борьбе с экстремизмом. На территории области действует более 10 нормативных правовых актов направленных на предупреждение экстремизма.

Сформированная нормативная правовая база детально регламентирует организационную, кадровую, финансовую, научно-аналитическую, информационно-пропагандистскую и иные составляющие деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению этноконфессионального согласия.

Так, постановлением Правительства Тюменской области от 18.05.2005 № 30-п         утверждено Положения о комитете по делам национальностей Тюменской области, в полномочия которого входит, в том числе, организация работы по профилактике и противодействию национальному, религиозному, политическому экстремизму.

Важнейшими звеньями в системе работы по реализации государственной национальной политики в сфере профилактики экстремизма являются:

1) Координационный Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области (Далее - Координационный Совет), состав и Положение которого утверждены распоряжением Правительства Тюменской области от 31.03.2011 № 349-рп «О создании координационного совета по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области». Координационный Совет осуществляет комплексное рассмотрение актуальных вопросов в сферах национальных и государственно-конфессиональных отношений в целях гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, профилактики возникновения конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей;

2) Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области, объединяющий на добровольной основе руководителей 35 национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, представляющих, в том числе, и интересы местных (районных и городских) национальных общественных объединений.

Основными приоритетами в деятельности Координационного Совета национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области являются: содействие в организации взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, национальных общественных объединений в реализации общественно полезных (значимых) программ (мероприятий), направленных на обеспечение условий для поступательного развития региона, в формировании позитивного общественного мнения.

Необходимо отметить, что наиболее важным инструментом борьбы с проявлением экстремизма в Тюменской области является созданная в 2007 году Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму, состав и Положение которой утверждены распоряжением Правительства Тюменской области от 18.04.2007 № 269-рп «О создании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму».

На указанную комиссию возлагаются следующие функции:

- подготовка рекомендаций по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы, направленной на противодействие экстремизму, в том числе на осуществление мероприятий по предупреждению экстремизма;

- разработка системы мероприятий, направленных на профилактику и противодействие экстремизму; анализ эффективности деятельности, заслушивание докладов уполномоченных территориальных федеральных, областных органов власти, органов по вопросам, связанным с противодействием экстремизму;

- создание рабочих групп для изучения вопросов, относящихся к компетенции комиссии, и определение порядка их работы;

- взаимодействие с аналогичными комиссиями других субъектов Российской Федерации; взаимодействие со средствами массовой информации;

- изучение, обобщение и распространение опыта работы заинтересованных органов и организаций по противодействию экстремизму.

Кроме того, постановлением Правительством Тюменской области от 22.12.2014 № 679-п, утверждена государственная программа Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» до 2020 года, основными задачами которой являются: профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде; содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области; обеспечение устойчивого национально-культурного развития; развитие взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений; профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере; содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов; объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития; оценка процессов в сфере общественных отношений; профилактика социально-политического экстремизма в молодежной среде.

В рамках реализации вышеуказанной государственной программы Тюменской области, предусмотрен ряд мероприятий способствующих реализации поставленных задач. К ним относятся:

- областные национальные фестивали;

- дни национальных культур народов Тюменской области;

- культурно-познавательные проекты для учащейся молодежи;

- работа с лидерами и активистами молодежных движений и сообществ;

- работа со студенческой молодежью и др.

Важно отметить, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области ведется работа по систематизации полученных решений Тюменского областного суда о признании экстремистских материалов, о ликвидации или запрете деятельности общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций, в связи с осуществлением этими организациями экстремистской деятельности и направлении указанных материалов в Министерство юстиции Российской Федерации для в включения указанных материалов в федеральный список экстремистских материалов и перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Кроме того, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области на постоянной основе осуществляются обзоры нормотворческой деятельности органов государственной власти Тюменской области, действующих в сфере профилактики экстремизма.

Подводя итог, можно сделать вывод, что современный экстремизм - одно из самых разрушительных явлений. Оно влияет не только на правосознание, но и на образ жизни и мысли людей.

В Тюменской области благодаря совместным усилиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов, органов государственной власти Тюменской области сформирована система действий, позволяющая эффективно бороться с экстремистской деятельностью.

 

Принимаемые органами государственной власти Тюменской области нормативные правовые и правое акты в сфере профилактики экстремизма в полной мере обеспечивают реализацию государственной политики в указанной сфере.

Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ Алексей Алёшин и генеральный директор компании «Россети» Олег Бударгин приняли участие в совместном совещании представителей двух структур,
24.03.2017 Ростехнадзор
«За счет улучшения качества налогового администрирования у ФНС России есть потенциал по снижению споров», - заявил заместитель руководителя Налоговой службы С.А.
24.03.2017 УФНС
23 марта 2017 года состоялся первый этап конкурса на формирование кадрового резерва Тюменской областной Думы на старшую группу должностей государственной гражданской службы в аппарате комитета Тюменской областной Думы по
24.03.2017 Областная Дума
Анонс. 27 марта 2017 года состоится пресс-брифинг главного федерального инспектора по Тюменской области Андрея Руцинского по вопросам, касающимся деятельности приёмной Президента Российской Федерации в Тюменской области,
24.03.2017 Главный федеральный инспектор
Первый заместитель председателя Тюменской областной Думы, глава фракции «Единая Россия» Андрей Артюхов принял участие в чествовании работников культуры региона.
24.03.2017 Областная Дума
Специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в г.Ялуторовске, Заводоуковском городском округе, Упоровском, Юргинском,
24.03.2017 Роспотребнадзор
Специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в г.Ялуторовске, Заводоуковском городском округе, Упоровском, Юргинском,
24.03.2017 Роспотребнадзор
В Тюмени оптимизируют работу с иностранными гражданами - УФССПРабочая встреча между руководством Управления ФССП, УФМС, МВД, Прокуратуры по Тюменской области, а также Уполномоченного по правам человека состоялась 22 марта в Центре временного содержания иностранных граждан г. Тюмени.
24.03.2017 УФССП
Руководитель УФССП по Тюменской области провел личный прием граждан в общественной приемной Президента РФ - УФССП   В общественной приемной Президента Российской Федерации 23 марта 2017 года руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области — главный судебный пристав Тюменской области Кабдула Мур
24.03.2017 УФССП
Состоится очередное заседание Тюменской городской Думы 30 марта 2017 года в 10 часов в Большом зале Тюменской городской Думы.
24.03.2017 Городская Дума
14 апреля 2017 года в Москве пройдет заседание Коллегии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
24.03.2017 Ростехнадзор
23 марта состоялось выездное совещания под председательством заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе,
24.03.2017 Главный федеральный инспектор
В 2017 году будет сделан комплексный ремонт путепровода через железнодорожную магистраль в створе ул.
24.03.2017 Администрация г. Тюмень
Подозреваемые в грабеже тюменцы пытались спрятаться на базе ОМОНа - ГТРК Регион-ТюменьПрокуратура Тюменской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу против троих подозреваемых в серии краж и грабежей.
24.03.2017 ГТРК Регион-Тюмень
По заявлениям прокуратуры Упорово ограничен доступ к 10 ресурсам, на которых продавали редких птиц и красного волка - Прокуратура Тюменской областиПо заявлениям прокуратуры Упорово ограничен доступ к 10 ресурсам, на которых продавали редких птиц и красного волка Прокуратура Упоровского района в ходе мониторинга сети «Интернет» выявила 10 интернет-ресурсов,
24.03.2017 Прокуратура Тюменской области
Владимир Якушев встретился с юными учеными - Тюменская область сегодняАртем ЗУБКОВ Глава региона посетил физико-математическую школу. Ученики физико-математической школы показывают высокие результаты и стремятся к постижению нового || Фото Александра АКСЕНОВА.
24.03.2017 Тюменская область сегодня
newsprom.ru - Newsprom.Ru| Фото: newsprom.ru В сборную Тюменской области, представляющую регион на всероссийской олимпиаде школьников, вошли 28 учеников из Тюмени, Тобольска, Ялуторовска и Заводоуковска.
24.03.2017 Newsprom.Ru