Новый загородный комплекс таунхаусов в Оренбургском районе, с. Подгородняя Покровка
Новости города БезФормата.Ru
Тюмень
Главные новости
 
Задать вопрос?

Профилактика экстремизма в Тюменской области

Проблема экстремизма затронула многие страны. Феномен дискримина-ционного насилия имеет давнюю и трагическую историю. Колониальное прошлое многих государств обусловило возникновение смешанных обществ, в которых цвет кожи человека, национальная, религиозная или этническая принадлежность определяли его правовой статус. Но даже сегодня среди факторов, которые вызывают особую тревогу, - постоянный рост преступлений, связанных с насилием на почве расовой, религиозной, а также национальной нетерпимости. Борьба с экстремизмом очень важна. Ксенофобия и расизм в отношении иностранцев нередко приобретают масштабы социальных явлений, а ряд убийств и случаев жестокого обращения вызывает большую обеспокоенность ростом деструктивной агрессии в социуме. Противодействие экстремизму - одна из главных задач любого государства, это залог его безопасности.

Данное понятие тесно связано с крайностями. Экстремизм (от лат.extremus- крайний) - приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. В дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо — действий, высказываний, взглядов и т. п. Экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового.

Специалисты в сферах социологии и юриспруденции считают, что причины экстремизма кроются в человеческой психологии. Он возник в момент образования государственности. Однако современный экстремизм в России обусловлен многими социальными, правовыми, политическими, религиозными, административными, экономическими и другими процессами, происходящими на определенном географическом пространстве в течение последнего столетия. Кроме этого, экстремизм, как и каждое общественное явление, характеризуется исторической изменчивостью.

Одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп является молодежь. В настоящее время на территории России насчитывается более 150 молодежных экстремистских организаций с хорошей иерархией, дисциплиной, со своей идеологией, со своими вождями, лидерами. По разным оценкам, суммарная численность таких молодежных экстремистских организаций составляет десятки тысяч человек. При этом увеличивается опасность появления в скором будущем организованного массового молодежного движения, объединяющего экстремистов прежде всего в качестве формы политической борьбы.

Российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур.

В настоящее время в Российской Федерации действует ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма. Так, положения статьи 13 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Российская Федерация, основная внутренняя угроза конституционному строю может исходить от террористических, экстремистских, сепаратистских организаций.

Базовым нормативным актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом и дающим перечень характеризующих его юридически значимых признаков, является Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за противоправные действия, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, такие как «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» (ст. 5.26 КоАП РФ); «Нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации» (ст. 17.10 КоАП РФ); «Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» (ст. 17.2 КоАП РФ); «Мелкое хулиганство» (ст. 20.1 КоАП РФ); «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» (ст. 20.2 КоАП РФ); «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» (ст. 20.3 КоАП РФ).

В перечисленных статьях КоАП РФ установлены санкции, позволяющие при их назначении учитывать степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного физическим или юридическим лицом, личность нарушителя, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Безнаказанность за административные правонарушения экстремистской направленности влечет к совершению более серьезных преступлений, а реализация административной ответственности происходит быстро и дает своевременную правовую оценку действиям задержанных.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

В соответствии с примечанием 2 статьи 282.1 Уголовного кодекса РФ под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Самостоятельные составы преступлений экстремистской направленности изложены в следующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации: статья 280 УК РФ – «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»; статья 282 УК РФ – «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»; статья 282.1 УК РФ– «Организация экстремистского сообщества»; статья 282.2 УК РФ – «Организация деятельности экстремистской организации»; статья 357 УК РФ – «Геноцид» и др.

Высокий потенциал в предупреждении правонарушений экстремистской направленности имеют подразделения по делам несовершеннолетних, в чьи обязанности входит проведение общей и индивидуальной профилактической работы с подростками, их правовое воспитание. Под общей профилактикой понимается выявление и устранение причин противоправного поведения и условий, способствующих их совершению. Индивидуальная профилактика с несовершеннолетними, входящими в состав групп экстремистской направленности, заключается в своевременном выявлении указанных групп, осуществлении предупредительных мер в отношении групп в целом и отдельных ее членов в частности.

На Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации                           от 13.10.2004 № 1313, возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов, а также перечня общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Для эффективной борьбы с экстремизмом в целом, и с молодежным экстремизмом в частности, важен анализ как общих данных по России, так и анализ криминологических особенностей регионов, поскольку общность территории, экономической жизни, социальных условий, несомненно, накладывают свой отпечаток, во многом определяют характер и степень совершенных преступных деяний.

В настоящее время, в Тюменской области ведется активная работа по профилактике и борьбе с экстремизмом. На территории области действует более 10 нормативных правовых актов направленных на предупреждение экстремизма.

Сформированная нормативная правовая база детально регламентирует организационную, кадровую, финансовую, научно-аналитическую, информационно-пропагандистскую и иные составляющие деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению этноконфессионального согласия.

Так, постановлением Правительства Тюменской области от 18.05.2005 № 30-п         утверждено Положения о комитете по делам национальностей Тюменской области, в полномочия которого входит, в том числе, организация работы по профилактике и противодействию национальному, религиозному, политическому экстремизму.

Важнейшими звеньями в системе работы по реализации государственной национальной политики в сфере профилактики экстремизма являются:

1) Координационный Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области (Далее - Координационный Совет), состав и Положение которого утверждены распоряжением Правительства Тюменской области от 31.03.2011 № 349-рп «О создании координационного совета по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области». Координационный Совет осуществляет комплексное рассмотрение актуальных вопросов в сферах национальных и государственно-конфессиональных отношений в целях гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, профилактики возникновения конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей;

2) Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области, объединяющий на добровольной основе руководителей 35 национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, представляющих, в том числе, и интересы местных (районных и городских) национальных общественных объединений.

Основными приоритетами в деятельности Координационного Совета национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области являются: содействие в организации взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, национальных общественных объединений в реализации общественно полезных (значимых) программ (мероприятий), направленных на обеспечение условий для поступательного развития региона, в формировании позитивного общественного мнения.

Необходимо отметить, что наиболее важным инструментом борьбы с проявлением экстремизма в Тюменской области является созданная в 2007 году Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму, состав и Положение которой утверждены распоряжением Правительства Тюменской области от 18.04.2007 № 269-рп «О создании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму».

На указанную комиссию возлагаются следующие функции:

- подготовка рекомендаций по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы, направленной на противодействие экстремизму, в том числе на осуществление мероприятий по предупреждению экстремизма;

- разработка системы мероприятий, направленных на профилактику и противодействие экстремизму; анализ эффективности деятельности, заслушивание докладов уполномоченных территориальных федеральных, областных органов власти, органов по вопросам, связанным с противодействием экстремизму;

- создание рабочих групп для изучения вопросов, относящихся к компетенции комиссии, и определение порядка их работы;

- взаимодействие с аналогичными комиссиями других субъектов Российской Федерации; взаимодействие со средствами массовой информации;

- изучение, обобщение и распространение опыта работы заинтересованных органов и организаций по противодействию экстремизму.

Кроме того, постановлением Правительством Тюменской области от 22.12.2014 № 679-п, утверждена государственная программа Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» до 2020 года, основными задачами которой являются: профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде; содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области; обеспечение устойчивого национально-культурного развития; развитие взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений; профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере; содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов; объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития; оценка процессов в сфере общественных отношений; профилактика социально-политического экстремизма в молодежной среде.

В рамках реализации вышеуказанной государственной программы Тюменской области, предусмотрен ряд мероприятий способствующих реализации поставленных задач. К ним относятся:

- областные национальные фестивали;

- дни национальных культур народов Тюменской области;

- культурно-познавательные проекты для учащейся молодежи;

- работа с лидерами и активистами молодежных движений и сообществ;

- работа со студенческой молодежью и др.

Важно отметить, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области ведется работа по систематизации полученных решений Тюменского областного суда о признании экстремистских материалов, о ликвидации или запрете деятельности общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций, в связи с осуществлением этими организациями экстремистской деятельности и направлении указанных материалов в Министерство юстиции Российской Федерации для в включения указанных материалов в федеральный список экстремистских материалов и перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Кроме того, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области на постоянной основе осуществляются обзоры нормотворческой деятельности органов государственной власти Тюменской области, действующих в сфере профилактики экстремизма.

Подводя итог, можно сделать вывод, что современный экстремизм - одно из самых разрушительных явлений. Оно влияет не только на правосознание, но и на образ жизни и мысли людей.

В Тюменской области благодаря совместным усилиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов, органов государственной власти Тюменской области сформирована система действий, позволяющая эффективно бороться с экстремистской деятельностью.

 

Принимаемые органами государственной власти Тюменской области нормативные правовые и правое акты в сфере профилактики экстремизма в полной мере обеспечивают реализацию государственной политики в указанной сфере.

Рабочая встреча губернатора Тюменской области Владимира Якушева и начальника Сибирского регионального центра МЧС России генерал-лейтенанта Сергея Диденко продемонстрировала взаимную заинтересованность в совершенствовании
18.01.2017 Электронный муниципалитет
Безопасность и качество дорог обсудили на совещании с министром - Электронный муниципалитет«Дороги нужны не только для перемещения грузов, прежде всего они должны обеспечивать комфорт передвижения людей.
18.01.2017 Электронный муниципалитет
Депутат Тюменской областной Думы Владимир Ермолаев принял участие в торжественном приеме главы Нефтеюганска, который состоялся накануне новогодних праздников.
18.01.2017 Областная Дума
Депутат Тюменской областной Думы Владимир Ермолаев посетил итоговое заседание общественного совета Нефтеюганска.
18.01.2017 Областная Дума
Сергей Диденко и Владимир Якушев обсудили направления деятельности МЧС на перспективу - ИА Тюменская линияadmtyumen.ru Губернатор Тюменской области Владимир Якушев провел встречу с начальником Сибирского регионального центра МЧС России генерал-лейтенантом Сергеем Диденко.
18.01.2017 ИА Тюменская линия
Указом Президента РФ от 11.03.2016 года № 111 «О назначении судей федеральных судов и представителях Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации» назначена:
18.01.2017 Судебный департамент
Более 20 млн чеков пробито на новых онлайн кассах, число которых составило уже более 20 тысяч.
18.01.2017 УФНС
На основании обращения потребителя Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области проведена внеплановая выездная проверка официального представителя косметической продукции DeSheli ООО «Грация»,
18.01.2017 Роспотребнадзор
large_c25c1d22-ce6f-4050-acc4-f04b10bc3fbc.jpg - Роспотребнадзор17 января в Тюмени после масштабной реконструкции состоялось торжественное открытие международного аэропорта «Рощино».
18.01.2017 Роспотребнадзор
В письме, адресованном президенту и председателю правительства Республики Казахстан,
18.01.2017 Объединение профсоюзов
Заместитель председателя Тюменской областной Думы Виктор Рейн принял участие в торжественном заседании межведомственного Ученого Совета, посвященного юбилею выдающегося ученого, члена Российской Академии наук,
18.01.2017 Областная Дума
Сегодня в Тюмени полномочный представитель Президента Российской Федерации Игорь Холманских принял участие в торжественной церемонии открытия международного аэропорта «Рощино» после реконструкции.
18.01.2017 Главный федеральный инспектор
Судебные приставы ограничивают должникам выезд заграницу - УФССПЗа 2016 год увеличилось количество постановлений, вынесенных судебными приставами, о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации.
18.01.2017 УФССП
По обращению группы работников в ООО «Стройотделка» проведена внеплановая проверка.
18.01.2017 ГосИнспекция Труда
В декабре 2016 г. комиссией, назначенной приказом Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), завершено расследование причин аварии башенного крана,
18.01.2017 Ростехнадзор
За период: с 09.01.2017г. по 13.01.2017г.   проведено проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 12,
18.01.2017 Роспотребнадзор
В рамках реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 195 «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукции» с 26.12.16г.
17.01.2017 Роспотребнадзор
По словам официального представителя ведомства Олега Салагая, подобные инициативы исходят от общественности От министерства здравоохранения РФ не поступало предложение разрешить машинам скорой помощи таранить не пропу
17.01.2017 KP.Ru
Состоялось открытие аэропорта Рощино - Тюменская область сегодняТимур ХАКИМОВ Обновленные воздушные ворота региона – международный аэропорт Рощино – официально открылись вчера после реконструкции.
18.01.2017 Тюменская область сегодня
Митрополит Димитрий освятил воду в Туре - ГТРК Регион-ТюменьСегодня в Тюмени начались мероприятия, посвященные празднованию Крещения.
18.01.2017 ГТРК Регион-Тюмень
Ребенку компенсируют моральный вред за упавший на него забор Лечебно-реабилитационный центр в Тюмени выплатит 30 тысяч рублей 9-летнему школьникуФото:
18.01.2017 KP.Ru
Фото предоставлены  УФПС Тюменской области, филиал ФГУП «Почта России» - Vsluh.RuИсточник: Вслух.ру Прежде всего электронными очередями будут оборудованы отделения почтовой связи с наиболее интенсивным трафиком.
18.01.2017 Vsluh.Ru
«Рубин» завершил турне победой в Рязани! (ВИДЕО) - АСН Тюменская арена Тюменский «Рубин» завершил выездное турне в рамках чемпионата Высшей хоккейной лиги.
19.01.2017 АСН Тюменская арена