Есть одна у лётчика мечта...

29  января 2018  года в  08-00  по  местному времени на  88-м году жизни остановилось сердце замечательного человека, одного из  старейших летчиков Тюменского управления гражданской авиации Юрия Александровича Суханова.

Юрий Суханов

Фото из личного архива автора

«Тоже хочу летать!»

Родился он  5  апреля 1930  года в  городе Сарапул Удмуртской АССР, в  семье рабочих. В  1936  году пропал отец. Утром ушел на  работу и  не вернулся, тогда так  бывало. В  1938  году мама, собрав нехитрые пожитки, взяв Юру  и  младшего брата, перебралась в  Свердловск. Там  Юра  пошел в  первый класс.

Жили недалеко от  аэропорта… Впервые в  жизни увидев самолет, маленький Юра  влюбился раз  и  навсегда в  эту  железную птицу. Как-то  вспоминал: «Гляжу в  очередной раз  на  самолет в  небе и  думаю: ну как, почему они  летают? А  нельзя ли и  мне? Я тоже хочу! Мечтал подняться в  небо! А  пока что  — ходил в  школу и  старался хорошо учиться»…

Но  началась война. И  он, 12-летний пацан, пошел работать на  завод. Днём сколачивал ящики для  снарядов, а  вечером вновь прилежно учился. Время шло, окончилась война. В  1946  году Юра  Суханов записался в  местный аэроклуб: учился летать на  самолете Ут-2. 10-й класс средней школы окончил с  золотой медалью. В  1949-м поступил в  летное военное училище и  стал курсантом Первого Чкаловского военного училища летчиков. Военное училище окончил с  отличием, за  что  был  награжден именными часами. Учитывая отличные навыки техники пилотирования, хорошие знания эксплуатируемой материальной части, выпускнику Юрию Суханову предложили остаться в  училище в  качестве пилота-инструктора. Получив согласие, командование направило Юрия в  Высшую офицерскую инструкторскую школу летчиков в  город Грозный. После окончания офицерской школы он  вернулся в  Уральск, в  родное училище. Как  пилот-инструктор капитан Ю.А. Суханов за  время службы подготовил и  выпустил на  самолетах Як-11  и  Як-18  44  курсанта.

«Да  мы ракетой в  муху попадём!»

В  1960-м грянуло хрущевское сокращение армии. А  после удачно сбитого нашей ракетой под  Свердловском американского самолета-шпиона У-2  девизом сумасбродного генсека как  приговор военной авиации стало: «Нам  авиация не нужна! Мы, если надо, ракетой из  космоса попадем в  муху!»…

Одним росчерком пера на  улицу было выброшено миллион двести тысяч подготовленных, квалифицированных военных кадров. Сокращение коснулось в  основном авиации. Закрывались военные, летные училища. Сколько было изломано судеб, испорчено молодых жизней! Попал под  сокращение и  капитан ВВС  Ю.А. Суханов. Но  везде есть хорошие, добрые люди, подсказали: иди  в  гражданскую авиацию, там  вроде нужны пилоты. Конечно, высоты и  скорости там  не такие, но  главное — будешь летать…

Приехал в  Свердловск, зашел в  военкомат, доложил, как  положено, военкому о  прибытии и  встал на  учет. В  военкомате посоветовали обратиться к  начальнику Уральского управления ГВФ  Р.И. Барабохину. Тот  сказал: «Знаешь, Юра, здесь, в  Кольцово, сокращенных пилотов ВВС  собралось более 800  человек. И  все  хотят летать. Могу предложить должность диспетчера воздушного движения, пока ничего не обещаю. Пойми правильно, поработай пока в  службе движения, а  там  видно будет».

«Почти деревня, но  эскадрилья есть!»

И  всё же Суханову — лётчику по  образованию и  призванию — хотелось летать. А  на  плечах — семья: два  сына, жена, старенькая мать. Что  делать? Через некоторое время Юрий Александрович вновь пробился к  начальнику управления. Тот  предложил:

— А  знаешь что, поезжай-ка  ты в  Тюмень, городок захудалый, почти деревня, но  там  стоит наша отдельная авиационная эскадрилья и  там  нужен пилот. Поезжай! Какая разница, где  тебе начинать новую жизнь. Семья пока побудет здесь, а  ты поезжай туда. Давай, дерзай!

Так  в  1962  году судьба привела Суханова в  Тюмень, в  аэропорт Плеханово. Сначала летал на  самолетах Ан-2, стал командиром экипажа, потом командиром звена. За  годы работы всякое случалось в  небе, и  каждый раз  командир и  его  экипаж с  честью выходили из  аварийной ситуации. В  1964  году в  Тюмень поступили новые турбовинтовые лайнеры Ан-24. В  числе первых Юрий Суханов переучился на  новый самолет.

Жизнь и  работа в  Тюмени складывались удачно. Это  были годы освоения природных ресурсов Тюменского Севера. Сюда ехали тысячи и  тысячи романтиков. А  доставлять их можно было только авиацией. Летать приходилось много, но  любимая работа не в  тягость. А  её было очень много: шло  интенсивное пополнение авиационного отряда новой современной техникой, кадрами. Юрий Александрович был  назначен на  должность командира авиационной эскадрильи. Ю.А. Суханов очень любил свою работу, обладал превосходной техникой пилотирования и  высочайшим чувством ответственности за  безопасность полетов.

Звёздной болезнью не страдал…

За  время работы пилот-инструктор Ю.А. Суханов подготовил к  летной работе более пятидесяти пилотов — и  они  не подвели своего наставника. В  1971  году Ю.А. Суханов за  освоение самолета Ан-24  и  подготовку летного состава на  этом типе был  награжден орденом Трудового Красного Знамени. В  1972  году в  Тюмень, в  новый аэропорт Рощино поступил на  эксплуатацию реактивный лайнер, красавец Ту-134. И  снова Юрий Суханов — в  числе первых, в  Ульяновской школе высшей летной подготовки переучивается на  новый тип  самолета. Снова напряженные полеты, бесконечные тренировки на  допуск летного состава к  полетам днем и  ночью, на  понижение минимумов для  взлета и  посадки, к  полетам в  сложных метеоусловиях. За  значительный вклад в  освоение нового самолета, подготовку на  нем  большого количества летчиков, безупречную, безаварийную работу Ю.А. Суханов был  награжден нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота». А  в  1977-м за  личный вклад в  строительство Западно-Сибирского энергетического комплекса и  беззаветное служение Отечеству пилот Ю.А. Суханов был  награжден высшей наградой Родины — орденом Ленина.

В  1980  году Юрий Александрович был  назначен на  должность пилота-инспектора инспекции по  безопасности полетов Тюменского управления ГА, а  уже  в  1981-м утвержден в  должности начальника инспекции. В  1987  году за  значительный вклад в  освоение авиационной техники, подготовку к  полетам на  ней  командиров кораблей, длительную, безупречную, безаварийную работу в  гражданской авиации Юрию Александровичу присвоено почетное звание «Заслуженный пилот СССР».

…Звездной болезнью не страдал. В  обращении был  прост. На  должности начальника инспекции проработал почти 18  лет, не терпел нарушителей летных законов, был  суров, но  справедлив. После ухода в  1998  году на  пенсию с  государственной службы он  стал заместителем Е.Ф. Коваленко, генерального директора авиакомпании «Арго». Занимался проблемами сертификации и  безопасности полетов…

Мы, коллеги, часто навещали его  дома. Он  живо интересовался всеми вопросами, касающимися не только авиации. Жизнью управления, ветеранской организации. Но, конечно же, болью его  была современная авиация. Авиационная техника, подготовка кадров.

— Нет, вы посмотрите, разве так  можно! Это  что  за  подготовка! Разве так  нас  готовили! А  какая система? Раньше была единая система гражданской авиации — «Аэрофлот». Все  четко работало, как  единый слаженный механизм. А  сейчас что? Не могу! Сердце, душа болит… Подходила жена Юрия Александровича, Тамара Ивановна:

— Хватит Юра! Слазь с  трибуны! Поговори ты с  ребятами нормально. Я сейчас чаю  налью. Могу чего и  покрепче…

Более 20  тысяч летных часов провел в  воздухе летчик Суханов. Немногие из  его  коллег могли достичь подобного! Он  очень достойно прожил свою жизнь, и  мы гордимся, что  были его  соратниками. Светлая тебе память и  царство небесное, наш  Небесный брат. Ты был  настоящим асом.

Виктор Веселов, экс-штурман ЛО, председатель Совета ветеранов Тюменского управления гражданской авиации

 
По теме
 
 
Фото: Центр реализации молодежных программ Упоровского района - ИА Тюменская линия Фото: Центр реализации молодежных программ Упоровского района Первая профильная смена "Упоровские ратники" военно-спортивного палаточного лагеря "Патриот" стартовала в селе Пятково.
16.07.2018
На тюменском пруду утонул мужчина - ТюменьПро Служба новостей ТюменьPRO Трагедия произошла в воскресенье, 15 июля.  О происшествии очевидцы сообщили спасателям в дневное время.
16.07.2018 ТюменьПро
Eсли бы за просмотр грозы брали деньги, то во вторник бы ее продюсеры сказочно разбогатели: люди шли на улицу, высовывались в окна посмотреть небо.
12.07.2018 Тюменский курьер
В Тобольске состоялся Х юбилейный фестиваль «Лето в Тобольском кремле» - Newtob.Ru Юбилей фестиваля, отмеченного в Календаре национальных событий, отметили гала-концертом русских песен и романсов «Калинка-опера» в исполнении уже знакомого тоболякам театра «Геликон-опера».
16.07.2018 Newtob.Ru
В Тюмени во всём великолепии расцвёл фестиваль садов - Администрация г. Тюмень Каждый тюменец может побывать в цветочно-ландшафтной сказке, где есть небольшие пруды, зоны отдыха, домики белых кур, деревенский родник, террасы, сцены для выступлений, детские зоны и даже город… В пригороде Тюмени,
16.07.2018 Администрация г. Тюмень
Певица исполнит двадцать песен на двух площадках Алексей КОСЕНЧУК Хэдлайнером Дня города Тюмени станет российская незрячая певица Диана Гурцкая, известная своими композициями «Ты здесь», «Ты знаешь,
16.07.2018 KP.Ru
С кем смотрел исторический матч Станислав Черчесов Кира БУЛЫЧЕВА В последний месяц наши звёзды чаще встречались на футбольных матчах, чем на светских премьерах.
16.07.2018 KP.Ru
Почему дети падают из окон © Фото: Pixabay - Vsluh.Ru Автор: Павел Захаров «Вслух.ру» публикует ответы на самые важные вопросы о безопасности детей в высотках.
16.07.2018 Vsluh.Ru
Руководство Тюменской области провело встречу с инициативной группой дольщиков дома на улице Беляева, прозванного «Пизанской башней».
16.07.2018 ГТРК Регион-Тюмень
Об итогах парламентского сезона, о подготовке к масштабному  форуму регионов России и  Беларуси, о предстоящих выборах губернатора Тюменской области, об отстаивании интересов региона на федеральном уровне…,
16.07.2018 ГТРК Регион-Тюмень
Автопарк службы транспортного обслуживания граждан с ограниченными возможностями здоровья «Социальное такси» пополнился 30 новыми машинами.
16.07.2018 Тюменские известия
Почему дети падают из окон © Фото: Pixabay - Vsluh.Ru Автор: Павел Захаров «Вслух.ру» публикует ответы на самые важные вопросы о безопасности детей в высотках.
16.07.2018 Vsluh.Ru
Служба новостей ТюменьPRO Потасовка произошла на стройке нефтехимического комплекса «ЗапСибНефтехим» между приезжими рабочими и службой безопасности «СИБУРа», а также правоохранительными органами.
16.07.2018 ТюменьПро