Движение по городу: общественный транспорт или автомобиль

Large ad6fdcca d9e7 4de8 a94c 043181cb3bd8
center
center
center
center
Фото: www.vsluh.ru
Автор: Елена Познахарёва

Опыт решения транспортной проблемы в областной столице презентовали в Тюмени.

Транспортный вопрос — один из главных при развитии городов и застройки территории новыми жилыми микрорайонами. В январе 2017 года министерство транспорта РФ утвердило стандарт транспортного обслуживания населения. Он касается не только профессионалов отрасли, но и жителей городов России. Что такое – комфортный общественный транспорт, как освободить исторический центр от легковых машин и пробок, можно ли пересадить горожанина из авто в автобус? Эти темы в конце июня обсудили в рамках общероссийской конференции о безопасности и качестве транспортного обслуживания населения в Тюмени.

Транспортный стандарт

Сегодня в России зарегистрировано порядка 56 миллионов транспортных средств. При этом во многих городах передвижение на личном транспорте больше не является комфортным и удобным, считает начальник отдела технической политики министерства транспорта РФ  Владимир Котляренко .

Культуру езды на собственном средстве передвижения поддерживает большинство автомобилистов. Для водителей важен их социальный статус и комфорт. Статистические данные научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) показывают, что 36% автомобилистов готовы пересесть на общественный транспорт, но предварительно он должен стать комфортным, безопасным, быстрым, точным расписанию, а также — не превращаться в «консервную банку».

Некоторые российские города самостоятельно пробовали проводить программы реформирования транспортной системы. Среди них Казань, Братск, Пенза, Омск. Но их транспортные стандарты не получили широкого распространения и были отменены.

Единым документом со сводом рекомендаций по развитию транспортных систем в городах за пределами московского кольца должен стать стандарт, утвержденный еще в начале года.

В общем количестве автомобилей автобусы занимают менее 1% – по российским дорогам ездит 1 млн единиц общественного транспорта. Трамваев и троллейбусов в общей сложности еще меньше – всего 18 тысяч. Однако именно с развитием общественного транспорта в Минтрансе связывают надежды по преобразованию транспортных систем регионов.

Общественное движение

Статистика НИИАТа показывает, что население с неохотой использует общественный транспорт из-за низкого уровня комфорта, изношенного автопарка, несоблюдения водителями расписания, плохого качества дорог и отсутствия выделенных полос для автобусов.

«Когда-то за счастье было просто уехать из своего района и добраться до работы. Теперь жители хотят ехать комфортно, по возможности, сидя, не в давке, до места назначения. Хотят, чтобы автобус приходил вовремя. Серьезное недовольство и негодования со стороны жителей вызывает опоздание автобуса на пять минут и больше», – считает заместитель генерального директора НИИАТ Екатерина Брязгина .

Остановка. Говоря о территориальной доступности, большинство жителей хотят видеть остановку возле дома, желательно возле подъезда, но в более реалистичных представлениях граждане отмечают, что готовы пройти до остановки от 200 до 500 метров.

Цена проезда. Важна и ценовая политика автопарков. Специалист НИИАТ отмечает, что, например, в Саранске доехать из дома на авто дешевле, чем на общественном транспорте. Примерно такие же показатели для Калининграда, с учетом одной пересадки. Исследований по Тюмени пока не проводилось.

Расписание. В некоторых городах России до 30% рейсов приходят не по расписанию. «Граждане неизбалованные: пять минут готовы ждать все. Часть считает, что даже восьмиминутное опоздание приемлемым. Но в транспортном стандарте отмечено, что 10 минут – это существенное опоздание, которое значительно может нарушить планы людей», – сообщает Екатерина Брязгина .

Комфортность. Пассажиры хотели бы, чтобы в салоне автобуса летом было не так жарко, а зимой не так холодно. Также транспорт должен быть оборудован средствами информирования об остановочных пунктах. При этом, в документе закреплены параметры комфорта транспортных средств: допустимые минимумы и максимумы температуры в салоне с учетом температуры окружающей среды – летом не выше 25 градусов, зимой не ниже 12 градусов.

Специалист НИИАТа отмечает, что в России достаточно скромные пассажиры. «Лишь менее 1% считают, что ехать все должны сидя. Хотя в ряде европейских городов это считается нормой. Россияне готовы ехать и в полном автобусе, главное, чтобы не сильно тесно. Хотя, многие отмечают, что главное, лишь бы автобус пришел, а как там ехать — дело другое», – замечает специалист НИИАТ.

Сегодня у муниципальных образований существуют объективные инструменты для повышения качества транспортного обслуживания населения, в том числе за счет эффективного администрирования. Однако в большинстве случаев это не происходит. Стандарт призван установить тот базис, на который нужно ориентироваться при оказании транспортных услуг, считают в Минтрансе.

Начальник отдела технической политики департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Котляров считает, что транспортная стратегия — это еще и организация дорожного движения: снижение количества пробок, управление транспортным поведением водителей. Все это непосредственно влияет на экологическое состояние природы, ведь авто негативно воздействуют на окружающую среду.

«С точки зрения экологической безопасности, у департамента есть несколько предложений. Например, муниципальный транспорт должен быть экологичным. Субъекты могут создавать преференций для экологических видов транспорта и не пускать на дороги общего пользования неэкологочиные машины", – заметил представитель Минтранса.

Например, с 2011 по 2016 года в России было закуплено порядка 9 тысяч безмоторных автобусов, 11,5 тысячи троллейбусов, почти 2 тысячи трамваев и почти 10 тыс. техники для ЖКХ. На эти цели из федерального бюджета было выделено 10 млрд рублей. Примерно столько же из бюджетов субъектов РФ.

При этом эксперт замечает, что в первую очередь транспортное обслуживание направлено на обеспечение безопасности людей, а уже после на вопросы экологии и экономики. Всеми этими вопросами и должен заняться транспортный стандарт.

К экологической программе подключился и областной центр. В рамках обновления автопарка «Тюменьгортранса», по Тюмени будет ездить один электробус . Если опыт его использования окажется положительным, программа будет расширена. Также значительно расширится список критериев, по которым будут оценивать качество обслуживания населения в общественном транспорте.

Городское пространство

Зачастую транспортное поведение определяют архитекторы города, считает заведующая научно-исследовательским сектором комплексного развития региональных транспортных систем НИИАТ Мария Перова .

По ее словам, существует две модели: город для автомобилей и город для общественного транспорта.

Первый тип распространен в Америке, где высока доля улично-дорожной сети в общей площади городов, развита автомобилизация, превалирует малоэтажная низкоплотная застройка. Города «расползаются» по территории и архитекторы заранее настраивают жителей территории на использование автомобилей. Общественный транспорт в такой модели развит слабо, в основном он обслуживает центральную часть с социальными объектами. До мест проживания можно добраться только на личном авто.

Другая модель города связана с приоритетным использованием общественного транспорта. Этот тип нашел распространение в Западной Европе. Уличная дорожная сеть не предусматривает активного использования личных автомобилей. В городах встречается высокоэтажная застройка, на одной территории располагаются и жилые объекты, и деловые, и торговые, и производственные. Это позволяет сократить передвижение населения по территории.

«Наших города формировались в середине прошлого века и в основном использовали модель развития общественного транспорта. Уровень автомобилизации был крайне низок. Всплеск количества авто пришелся на конец прошлого века и начало 2000 годов», – говорит Мария Перова.

По мнению специалиста, характеристики застройки должен определять уровень транспортного обслуживания. В ином случае в городах будут появляться микрорайоны, никак не обеспеченные общественным транспортом.

«Застройщикам необходимо оценивать резерв пропускной способности уличной дорожной сети. Перед тем как проводить застройку территории, либо ее уплотнение, необходимо определить какой сегодня пиковой уровень обслуживания магистральной и транспортной сети. Зачастую без развития сети невозможно уплотнять застройку этой территории. Невозможно бесконечно застраивать районы, гнаться за квадратными метрами и при этом не развивать транспортную инфраструктуру этой территории», – говорит специалист НИИАТ.

Опыт Москвы

В прошлом году новую сеть маршрутов внедрили в центре Москвы. Специалисты департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города отмечают кардинальные изменения транспортного поведения последних лет в столице.

Транспортная система Москвы – одна из самых масштабных в мире. Каждый день совершается более 20 млн поездок. Несколько лет назад столица России была одним из лидеров рейтинга городов с самыми большими пробками. Ситуация была близка к критический: все возможности дорожной сети исчерпаны, автомобилей становилось все больше. Городской транспорт практически не развивался, констатируют специалисты профильного департамента.

Жители пытались скорее сбежать из неудобного общественного транспорта, билетная система была непонятной. Автомобилисты ездили на личных машинах даже в соседний с домом магазин, при этом, припарковать авто было негде, никто не обращал внимания на правила ПДД. Все это приводило к тому, что количество пассажиров в общественном транспорте снижалось на 3–5% ежегодно, а число автомобилистов – увеличилось на 300 тыс. ежегодно.

В 2012 году началась масштабная реорганизация транспортного пространства Москвы. Была внедрена платная парковка, большое внимание уделялось остановке и стоянке автотранспорта, в городе начали активно эвакуировать машины.

Значительно преобразился и общественный транспорт: в автобусах появились вай-фай и системы кондиционирования, открыты новые станции метро, запущено движение по московскому центральному железнодорожному кольцу, пересмотрена вся система работы «Мосгортранса».

Свежие тюменские видео в Telegram! Подписывайся!

https://t.me/tyumen_time

 
По теме
В целях улучшения транспортного обслуживания ЖК «Плеханово» и «Первый Плехановский» администрацией города Тюмени принято решение об обеспечении транспортной и пешеходной доступности данных жилых районов посредством ремон
Покушение на угон   Ишимский городской суд Тюменской области вынес приговор в отношении ранее судимого молодого человека, который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, действуя умышленно,
В рамка акции «Сообщи, где торгуют смертью» инспектор по делам несовершеннолетних заводоуковской полиции Светлана Печканова совместно с представителем общественного совета Ольгой Абрамушкиной в МАОУ СОШ № 2 организовали
Совместными усилиями не допустить пожаров! - МЧС В Главном управлении МЧС России по Тюменской области совместно с представителями Прокуратуры Тюменской области проведен совместный учебно-методический семинар по вопросам подготовки и организации работы в период прохожде
МЧС
Фото Сергея Мжельского - Tumentoday.Ru Своим опытом тюменцы поделились со специалистами из Москвы Фото Сергея Мжельского Опыт оказания медицинской и социальной помощи бездомным людям в Тюменской области был отмечен президентом России Владимиром Путиным.
Tumentoday.Ru
В Тюменской области с начала года выявлено почти 60 случаев туберкулеза - NG72.Ru Автор: НАША Газета Источник фото Департамент здравоохранения Тюменской области В течение месяца тюменцы могут пройти флюорографическое обследование в любой поликлинике С начала года в Тюменской области было выявлено о
NG72.Ru
Театральные загадки - Библиотечный центр 27 марта в Тумашовской сельской библиотеке была организована игра-викторина «Театральные загадки», посвященная Дню театра.
Библиотечный центр