В ноябре 2017-го Сергей Киселёв затеял очередной творческий проект — начал снимать за кулисами Тюменского театра кукол. И тогда, и сейчас наш коллега всё ещё затрудняется ответить на простой вопрос: зачем ему это было нужно?
То, что не видит зритель.
Фото Сергея Киселёва
— Время от времени мне становится тесно в рамках газетной фотографии, хочется выйти за них, — признаётся. — Это не значит, что я не люблю свою работу… Почему именно театр кукол? Заинтересовала театральная «кухня». Взрослые тёти и дяди играют с куклами. Играют так, что кажется, куклы оживают. Нужно, чтобы дети, сидящие в зале, в это поверили.
Чтобы спектакль случился, нужно полное взаимопонимание между актёрами и их безмолвными подопечными. Некоторые актёры уверяют: куклы для них — всего лишь инструмент. Но… многие относятся к этим самым инструментам словно к живым существам.
— Это видно на некоторых снимках, — говорит Киселёв. — Актёры сами этого не замечают. Для них это привычно. Актриса положила поросёнка на плечо — тот смотрит, только что глазками не хлопает. Актёр и кукла смотрят друг другу в глаза. Молчат о чём-то своём.
Трогательные моменты взгляд фотографа подметил за кулисами, в промежутке между выходами на сцену. Искренние, не наигранные. Такие душевные кадры удалось сделать, когда актёры перестали обращать внимание на человека с камерой. Начали ему доверять.
— Нас раньше никто так не снимал, — признавались в театре. Что удивительно, ведь на тюменской «фабрике сказок» фотографы — частые гости.
— Я и сам раньше ходил сюда. Тратил 15-20 минут, чтобы снять сцену из спектакля. Для газеты. На этом мои взаимоотношения с театром кукол заканчивались. Сейчас — совсем другая история, — настаивает. — Снимаю для себя. Так, как хочу, и то, что хочу. Полная свобода выбора греет мне душу.
— Идея проекта «Люди и куклы» — чистейшей воды альтруизм. И мысли не было заработать на этом. Я потомок тюркских народов, а у них не было денег, только натуральный обмен, — вставляет свою коронную реплику и продолжает: — Благодарен руководству — директору театра кукол Василию Пустыльникову, главному режиссёру Сергею Грязнову, главному художнику Сергею Перепёлкину — за то, что разрешили снимать и дали полную свободу действий. Я принципиально не снимал спектакли из зала. Не знаю, верный ли ход? Снимал живые моменты, эмоции самих актёров и, как ни странно, кукол.
…В детстве многие из нас верят в сказки. Кто-то, став взрослым, умудряется сохранить веру в чудо и волшебство. С удовольствием приходит уже со своими детьми, внуками в театр кукол. Здесь актёры ненавязчиво воспитывают ребятишек. Киселёв с помощью своих фотографий постарался об этом напомнить. Это ли не ответ на вопрос: зачем затевал свой проект? Фотографии — его высказывание. Лишних слов здесь не нужно: достаточно посмотреть снимки. Каждый из них говорит сам за себя.
— Когда будет поставлена точка?
— Думаю, рано. Нет ощущения целостности. А может, просто театр не отпускает. Словно сорвался в горную реку — и она меня несёт. Так что пока многоточие.
С каждым приходом, уверяет фотограф, ему всё комфортнее снимать. Возможно, потому, что он здесь уже не посторонний. Почти свой человек.
— Где же посмотреть фотографии?
— В «Фейсбуке» и «ВКонтакте». Это моя выставочная площадка. В социальных сетях есть доброжелательные комментарии к альбомам.
Не поленилась, полистала их, почитала комментарии. Одним из них не могу не поделиться с нашими читателями. Оставила его фотограф Анна Голубовская из Одессы:
«Я бывший кукольник, и смотрю с волнением. Не могу вспомнить другого случая, когда фотограф так деликатно и не торопясь снимал за кулисами кукольного театра. Интересно, что будет дальше. Пока серия разворачивается непредсказуемо, каждый раз удивляюсь многослойности. Люди ли держат кукол? Куклы ли играют людьми? Для меня — совпадает с тем ожиданием чуда, что осталось в памяти. Даже запах чувствую, и в снимках — ощущение праздника и волшебства, за которым невидимый, тяжёлый труд художников, мастеров и актёров, но такой радостный. Я восхищена тонкостью и глубиной. Чудесная серия. Спасибо огромное!»
Любовь Киселёва