Эксперты проанализировали выводы МАК о причинах крушения Ан-148 в Подмосковье: Летчики потеряли ориентировку в пространстве

Фото: www.tumen.kp.ru
На Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) специалисты обсудили предварительные итоги расследования авиакатастрофы Елена АФОНИНА Владимир ДЕМЧЕНКО

Что произошло на борту Ан-148, разбившегося 11 февраля? Межгосударственный авиационный комитет, напомним, выдвинул версию , согласно которой на лайнере не был включен обогрев приемников воздушного давления. Из-за этого возникло обледенение, и приборы в кабине пилотов показывали гораздо меньшие значения скорости, чем это было на самом деле. Введенные в заблуждение пилоты пытались разогнать самолет, превысили допустимые пределы, в результате чего борт начал разваливаться в воздухе и рухнул.

Так ли это? Версию МАКа в студии Радио «Комсомольская правда» обсудили технический эксперт Юрий Антипов и военный летчик в отставке, бывший депутат Госдумы Виктор Алкснис.

Виктор Алкснис поделился своим мнением о катастрофе Ан-148Фото: facebook.com

- Выводы МАКа кажутся вам провдоподобными?

Виктор Алкснис: - Я бы все-таки не стал исключать версию теракта. Какая-то неразбериха с черными ящиками. Сначала говорят, что они в исправном состоянии, потом оказывается, что с речевым самописцем проблемы, хотя на фотографиях они вроде бы не повреждены. Слишком быстро объявили, что взрыва в воздухе не было. А о том, что следов взрывчатки не найдено, заявили еще до того, как собрали все обломки. Такое впечатление: что-то пытаются скрыть. Хотя, конечно, то, о чем говорят в МАК, тоже возможно.

Какая-то неразбериха с черными ящиками. Сначала говорят, что они в исправном состоянии, потом оказывается, что с речевым самописцем проблемы. Фото: МАК

Юрий Антипов : - Теракта, я считаю, не было. Но в ту версию, что выдвинул МАК, я тоже не верю. Она не объясняет тех перепадов скорости, которые зафиксировал флайтрадар (публичный сервис, позволяющий отслеживать полет самолетов — ред.). Я с самого начала говорил, что, скорее всего, имело место непроизвольное срабатывание реверса (системы торможения, при которой двигатели фактически работают в обратном режиме — ред.)

- И все же, давайте попробуем разобраться с версией МАКа. Кто и каким образом должен включать обогрев приемников воздушного давления?

Виктор Алкснис : - Включает экипаж. Причем в зимних условиях и при полете в облаках это обязательно. Но проблема была в том, что обогрев включается буквально на несколько минут, потому что перегрев тоже чреват последствиями. А они стояли в очереди на взлет. Вполне возможно, что когда АН-148 подруливал к полосе, они обогрев включили, а потом видят, что взлет задерживается, обдува нет... Поэтому выключили. И забыли. Надо сказать, что катастрофы, причиной которых стало обледенение приемников воздушного давления, были и у нас, и за рубежом. И версия МАК в принципе совпадает с тем, что происходит в таких случаях. Самолет находится в облаках, летчик видит, что скорость на нуле или падает. И он делает все, чтобы ее увеличить. Ведь только за счет скорости возникает подъемная сила. Главный способ разогнать самолет - направить его вниз, в режим пикирования. Но в облаках очень легко потерять пространственную ориентировку. Летчик пытается лихорадочно набрать скорость, направляет самолет вниз, в пике. А поскольку скорость вроде как не увеличивается, он продолжает пытаться ускорить машину.

С места трагедии вывезли более 700 обломков. Фото: Михаил ВОСКРЕСЕНСКИЙ/РИА Новости

- А почему летчики не доверяют автопилоту, почему они отключили его?

Виктор Алкснис: - А вы знаете, какие чудеса бывают в небе! Летчики, бывает, путают землю и небо, особенно при ночных полетах и в облаках. Летят вверх, а им кажется, что вниз, в землю. Это очень опасная вещь, действия в таких ситуациях, конечно, отрабатываются. Но иногда летчики не доверяют приборам.

Схема происшествияФото: Алексей СТЕФАНОВ

- Я правильно понимаю, что пилоты в кабине скорость не чувствуют. Они смотрят на приборы, видят, что стрелка на нуле, и начинают лихорадочно принимать меры. Может, приходят к выводу, что летят вверх, что двигатель не справляется... И круто переводят в пике...

Виктор Алкснис: - Мне кажется, именно это следует из предварительных выводов МАКа.

Юрий Антипов: - К сожалению, у нас все расследования авиакатастроф заканчиваются обвинением летчиков. Причем подается это так, что непонятно, как эти люди попали за штурвал. Но в данном случае командир налетал 2 тысячи часов именно на этом типе самолетов, а общий налет — около 5 тысяч часов. Самолет набирал высоту, они могли подняться над облаками, посмотреть на землю и оценить ситуацию. А тут самолет в последние минуты четырежды проваливался по скорости, а потом уходил в пике. Взять хотя бы второй провал: за 6 секунд полета скорость уходит с 430 км/ч до 260 км/ч. Версия МАКа это никак не объясняет. Но такое интенсивное торможение возможно только при включении реверса.

Обломки раскидало по всему полюФото: REUTERS

- А как включается реверс?

Юрий Антипов: - Реверс включается тумблерами, вручную при посадке, когда шасси касаются земли. А сейчас такое торможение имело место в воздухе. Естественно, пилоты сознательно включать и выключать его не могли. Я думаю, имела место какая-то техническая неисправность, которая и привела к включению реверса. Для летчиков это было неожиданным, они пытались исправить ситуацию. Им даже с диспетчером некогда было общаться, они вели борьбу за выживание самолета.

Виктор Алкснис: - Думаю, сейчас нужно дождаться расшифровки данных речевого самописца. Когда технические параметры будут совмещены с тем, что происходило в кабине, многое станет ясно.

Поделиться видео </> x HTML-код

Москвичи почтили память погибших в крушении Ан-148. Возле Храма Христа Спасителя выложили крест из 71 лампады в память о погибших в крушении Ан-148Виктор ГУСЕЙНОВ

ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО

Список погибших в крушении самолета АН-148 в Подмосковье

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Официальная версия крушения АН-148 в Подмосковье: пилоты видели на датчиках «заниженную» скорость и пытались ее увеличить

Специалисты МАК завершили расшифровку одного из «черных ящиков»

Стали известны предварительные выводы Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения Ан-148 в Подмосковье. Во вторник, 13 февраля, специалисты МАК завершили расшифровку параметрического бортового самописца с Ан-148. Того, который фиксирует в полете показания техники.

Причиной катастрофы, по всей видимости, стало неверное представление пилотов о скорости воздушного судна. (подробности)

ЕЩЕ ВЕРСИЯ

Виктор Алкснис о катастрофе Ан-148: Я бы не отказывался от версии взрыва на борту

Виктор Алкснис политик, бывший депутат Госдумы и военный летчик в отставке, опубликовал в социальной сети свою версию трагедии, в которой обращает внимание на некоторые нестыковки. Его текст мы публикуем с некоторыми сокращениями (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Могло ли обломки Ан-148 разбросать в радиусе километра, если взрыв случился только после падения

В истории с крушением пассажирского Ан-148 в Подмосковье версию о теракте отвергли практически сразу. Сначала сообщили, что на обнаруженных фрагментах самолета следов взрывчатки не нашли. Затем с официальным заявлением выступил Следственный комитет (а в расследовании сейчас участвуют около сотни сотрудников СК): «Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета». Тем не менее в соцсетях время от времени всплывают конспирологические версии о теракте (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Экипаж разбившегося Ан-148: «У нас возникли проблемы. Через минуту мы вам скажем, связываемся с техсоставом...»

Пилоты обнаружили технические неполадки прямо перед взлетом. Появилась полная расшифровка переговоров борта с диспетчером (подробности)

Еще больше материалов по теме: «Пассажирский самолет Ан-148 потерпел крушение в Подмосковье»

 
По теме
Специалистам все-таки удалось «вскрыть» поврежденный в авиакатастрофе второй «черный ящик» - речевой самописец Фото: REUTERS - KP.Ru Полная картина авиакатастрофы в Подмосковье будет у экспертов МАК в течение недели [видео] Александр РОГОЗА Владимир ДЕМЧЕНКО В Москве продолжается расследование крушения летевшего в Орск самолета Ан-148,
15.02.2018
Бортовой самописец, обнаруженный на месте крушения лайнера. Фото: REUTERS - KP.Ru Им удалось расшифровать данные с речевого самописца [видео] Семен ЕЛЕНИН Экспертам Межгосударственной авиационной комиссии удалось успешно расшифровать данные второго «черного ящика»с борта самолёта Ан-148,
15.02.2018
Со случаем крушения мини-самолета в Тобольске разбирается Тюменский следственныйотдел натранспорте - Tobolsk.Info Материалы дела о крушении самодельного летательного аппарата в посёлке Сумкино тобольские участковые полицейские передали в областной следственный линейный отдел на транспорте.
14.02.2018
 
Характеристики самолёта Ан-148 Фото: Алексей СТЕФАНОВ - KP.Ru У известного политика, полковника ВВС в отставке, - своя версия трагедии [инфографика, видео] Евгений САЗОНОВ Александр РОГОЗА Виктор Алкснис политик, бывший депутат Госдумы и военный летчик в отставке,
14.02.2018
В момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ - KP.Ru Специалисты МАК завершили расшифровку одного из «черных ящиков» [видео] Александр РОГОЗА Владимир ДЕМЧЕНКО Стали известны предварительные выводы Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения Ан-148 в Подмосковье .
13.02.2018
 
Причиной падения пассажирского самолета Ан-148 может быть взрыв на борту - ТюменьПро Служба новостей ТюменьPRO Причиной падения пассажирского самолета Ан-148 может быть взрыв на борту 11 февраля около деревни Степановское в Подмосковье разбился самолет «Саратовских авиалиний»,
11.02.2018
Корреспондент "КП" побывала на кладбище, где похоронили мужчину Василиса НИКОЛАЕВА Кладбище «Вешки» Мытищинского района находится в нескольких километрах от МКАД по Осташковскому шоссе в элитном коттеджного поселке.
16.08.2018 KP.Ru
Лауреат литературной премии "Русский букер" писатель Владимир Шаров во время пресс-конференции в гостинице "Золотое кольцо", 2014 год. ФОТО Михаил Метцель/ТАСС - KP.Ru Писатель, создавший альтернативную русскую историю, скончался в возрасте 66 лет Евгения КОРОБКОВА В возрасте 66 лет умер от рака писатель Владимир Шаров, наш российский Умберто Эко, создавший свою гигантскую русскую историю.
18.08.2018 KP.Ru
Фестиваль "Ишимский конный стан" пройдет 25 августа - ИА Тюменская линия Фестиваль "Ишимский конный стан" состоится 25 августа. Ишимцы и гости города станут болельщиками соревнований по олимпийским видам конного спорта: конкур, выездка, сообщает пресс-служба главы города.
18.08.2018 ИА Тюменская линия
Съёмочная группа картины рассказала о том, почему нужно смотреть картину Алексей КОСЕНЧУК До премьеры масштабного исторического фильма «Тобол», практически полностью отснятого в Тобольске, осталось всего ничего – три месяца.
17.08.2018 KP.Ru
«БАРОНEТЫ» — легендарное цирковое шоу заслуженного артиста России и Грузии Гии Эрадзе продолжает радовать жителей и гостей Тюменского региона.
17.08.2018 Тюменский курьер
Театр имени Николая Бестужева из Улан-Удэ приехал на гастроли. Вчера в «драме» показали спектакль «Фронтовичка» — визитную карточку бурятского театра.
16.08.2018 Тюменский курьер
«Легион» поплыл в концовке матча… - АСН Тюменская арена В рамках проходящего в Чебаркуле традиционного хоккейного турнира, посвящённого памяти Дениса Ляпина «Тюменский Легион» уступил «Белым Медведям» из Челябинска – 1:5.
17.08.2018 АСН Тюменская арена
Large 33acb455 cc33 444d 95f7 0d38ce87bd15 - Vsluh.Ru Автор: Ольга Никитина В задачи добровольцев войдет помощь судьям на площадке, приглашение потенциальных участников, оформление площадки.
18.08.2018 Vsluh.Ru
Окончательно прояснилась "темная" история с кадрами, на которых якобы запечатлен игрок сборной России и одна из звезд ЧМ-2018 [видео] Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin На второй день после того,
18.08.2018 KP.Ru
Первыми в череду контрольных матчей, которые проводят в межсезонье клубы российской суперлиги, вступили «Новая генерация» и «Норильский никель».
17.08.2018 Тюменский курьер
В связи с плановыми работами на сетях электроснабжения будут отключены светофорные объекты:    1. 19 августа с 00 до 21.00 в районе дома № 16 по ул.
17.08.2018 Администрация г. Тюмень
Решая задачу поддержания в исправном состоянии инженерной инфраструктуры, а также необходимого ее обновления, муниципалитет делает ставку на развитие государственно-частного партнерства,
17.08.2018 Муниципальное образование