На опорах концессии

В городе Ишиме начали строить путепровод над Транссибирской магистралью. Старый виадук не в состоянии пропустить всё увеличивающийся поток как местных, так и транзитных машин, а посему то и дело возникают заторы. Ишимцам повезло с генподрядчиком: объект сооружает ОАО «Мостострой-11». У нас он прославился тем, что в весьма короткие сроки – ровно 6 месяцев – поставил «московскую» транспортную развязку в областном центре. Глядишь, коллектив в наступающем году побьет собственный рекорд.

Предпосылки налицо. Как сообщил генеральный директор ООО «Тюменьстальмост» С. Кушнаренко, уже готовы все пролетные строения для будущего путепровода. Проблемы с доставкой нет: от ворот завода металлоконструкций непосредственно до фронта работ железной дорогой. Процесс налажен.

В Ялуторовске «Мостострой-11» приступил к сооружению моста через Тобол. Он пройдет параллельно действующему строению, который пару лет назад подвергся радикальной реконструкции. Увы, и после этого для проезда остались прежние две полосы. Конечно, узковато для международного транспортного коридора Берлин – Владивосток. Потенциальный мост тоже двухполосный. Но в общей сложности получается четыре полосы. На сегодня, видимо, достаточно. Срок строительства – четыре года. Неужели потом придется браться за третий «параллельный»?

Граждане, кто видел Иевлевскую паромную переправу? А я не только томился здесь по пути в Тобольск, но и присутствовал при строительстве моста через Тобол. В свое время даже описывал в газете ситуацию. Наблюдалась напряженка: там воды прорвали шпунтовые стенки. И даже водолазы Краснознаменного Черноморского флота кричали: «Полундра». Я подсчитал, сколько было израсходовано ректификата для протирки оптической оси, ведь момент происходил в студеную пору. Но сдали объект в эксплуатацию. С тех пор прошло много лет – и металл устал. А нагрузки большие, шуруют не хилые «зилки», а 80-тонные фуры. Дабы мост не развалился, подвесили светофор. Теперь машины проезжают не враз, а по очереди: поток с северной стороны прокатился, затем «южанам» пора подсуетиться. Но один черт игольное ушко, в который протискивается не только российский, но и зарубежный транспорт.

Здесь, в Ярковском районе, построят мост, опять-таки параллельно функционирующему. Работы намечают выполнить на федеральный кошт. Подрядчиком, похоже, традиционно выступит «Мостострой-11». Хотя есть сопутствующий конкурент в лице «Мостостроя-12». Нынче «одиннадцатый», чувствую, загружен под завязку. В рамках монтажа значатся крупные объекты в Надыме, Казахстане, Санкт-Петербурге…

– Только что сдали в Питере часть Западного скоростного диаметра, нас поблагодарил присутствовавший на мероприятии президент В. Путин, – вводит в курс дела генеральный директор ОАО «Мостострой-11» Н. Руссу. – Президент сам за рулем «мерседеса» проехался по трассе, и она ему понравилась.

Тут надобно вот что отметить. Акционерное общество присутствует на северо-западе России в лице Мостоотряда №36 (г.Тюмень), Строительного управления и Мостоотряда №80 (г. Сургут). «Мостовики» принимают участие в реконструкции автомобильной магистрали к крупнейшему в федерации морскому торговому порту Усть-Луга, в сооружении трассы вдоль Финского залива Балтийского моря, автодороги Санкт-Петербург – Москва. В настоящее время силы «мостовиков» сконцентрированы в районе города Великий Новгород.

О Западном скоростном диаметре (ЗСД) много говорили на Пермской ярмарке по новым дорожным технологиям, на которой присутствовал автор этих строк. Тогда еще только-только был составлен проект. Искали деньги для претворения идеи в жизнь. Надо было найти 212,7 миллиарда рублей. В те времена, помнится, на все российские дороги наскребали полсотни миллиардов. И так как в закромах Отечества было не густо, завели речь о государственно-частном партнерстве. Вроде бы «алюминиевый король» Олег Дерипаска изъявил желание вложить в дело свои кровные. А я в кулуарах прислушиваюсь к речам маститых знатоков.

– Рисуется олигарх, – вещали мужи, – не забашляет: получается сегодня – деньги, а дивиденды – внуки получат? На дорожном строительстве много не наваришь.

Накаркали. Насчет инвестиций били челом за рубежом. В долю вошли строительные компании из Турции Mega Yapi Insaat ve Ticaret Ltd и IC, Astaldi из Италии, банк GPB Infrastructure project Limited из Кипра. Консорциум разбавили наши «Газпромбанк» и «ВТБ». Все можно назвать одним словом «концессия». В. Матвиенко, будучи губернатором, отметила, что подобный договор в России подписан после революции впервые. Валентина Михайловна не совсем права, так как Ленин очень даже одобрял процесс. И во времена НЭПа концессии процветали. Концессия – это не приватизация, не на веки вечные отдают хозяйство – завод, дорогу, мост, рудник – в частные руки, а на время. Вот от питерского ЗСД концессионеры будут иметь прибыль в течение 27 лет. Затем магистраль вернется во владение родного государства. Кое-какие трения в момент становления наблюдаются. Вспомним, что говорил основатель компании «Двенадцать стульев» турецкий подданный Остап Бендер компаньону: «В случае реализации клада я как непосредственный участник концессии и технический руководитель дела получаю 60 процентов, а соцстрах можете за меня не платить. Это мне все равно.

Ипполит Матвеевич посерел.

– Это грабеж среди бела дня.

– А сколько же вы думали мне предложить?

– Н-н-ну, 5 процентов, ну, десять, наконец. Вы поймите, ведь это же 15 тысяч рублей!

– А может быть, вы хотите, чтобы я работал даром, да ещё вам дать ключ от квартиры, где деньги лежат?».

Подобные диалоги среди концессионеров ЗСД происходили довольно часто, именно потому то и дело ломался график строительства. С концессионерами я пересекся в Винзилях в приемной генерального директора завода «Тюменьстальмост» С. Кушнаренко. Аудиторы-итальянцы интересовались производством металлических конструкций. Концессионеры возводят самый сложный сегмент ЗСД: там сплошные тоннели, эстакады, три транспортные развязки, в том числе два вантовых моста. Рассказываю о мимолетной встрече генеральному директору ОАО «Мостострой-11» Н. Руссу.

– Они у нас тоже побывали, но мы отказали в сотрудничестве, – отзывается Николай Александрович. – Почему? Риск большой. Понимаете, одна турецкая компания нанимает другую, тоже турецкую, но без истории, без имущества или как-то собственности. А уже эта, так сказать, фирма подключает итальянцев. Короче, «прокладки» ставят между конторами. Мы вот выполнили работу на 4 миллиона рублей, а деньги получить не можем. То у них куратор поменялся, то руководитель другой, то фирма вывеску сменила… Концов не найдешь. Если уж работать, то только с предоплатой.

И вообще строили же мосты без турок и итальянцев: вон во Владивостоке на остров Русский, на нашем счету мост через Иртыш в Ханты-Мансийске, вантовый мост в Сургуте, северный и южный сегменты скоростного диаметра в Санкт-Петербурге…

Чего уж там, к сказанному «генералом» могу добавить: земляки ставили мосты в Анкаре – столице Турции. Но без зарубежного присутствия никак. Используемая в отрасли техника итальянская, финская, шведская, французская, германская, английская – вся Европа. Из-за рубежа стремится и технология. Со вступлением страны в ВТО мы должны были полностью перейти на новые технические регламенты – закон такой принят. Однако на столах руководителей дорожных ведомств пока что можно видеть СНиПы, нормы изданы в 1985 году. Тогда по стране бегали лишь крохотные «зилки», а ныне дорожное полотно буквально выдавливается автопоездами и автофургонами грузоподъемностью 80 тонн. Да и новые основополагающие документы едва ли способствуют качеству дорожного комплекса.

– Если строго следовать закону №ФЗ-94 о госзакупках, то качественный мост не построить никогда! – скажет вам любой «мостовик».

Небольшая предыстория. Когда Игорь Слюняев служил первым заместителем министра транспорта РФ (ныне он министр регионального развития), то, помню, говорил на всероссийском селекторном совещании: с момента принятия закона ФЗ-94 в дорожном комплексе появилось множество контор «Рога и копыта». У бендеров нет ничего, кроме карандаша и блокнота. И это приветствуется, потому что больших денег из бюджета турецкий подданный Остап Ибрагимович не запросит, а раз так, то выиграет любой тендер. Затем наймет гастарбайтеров и проложит «магистраль». Или получит в банке кредит и «делает ноги». Кредо «девяносто четвертого» закона: неважно как, лишь бы дешево. Хотя и этот постулат не проходит.

Закон №ФЗ-94 вроде бы принят ради борьбы с коррупцией. Вот объекты Олимпиады в Сочи построили точь-в-точь в курсе упомянутого документа. И что? Общие затраты превысили плановую стоимость в 5 раз, а масштабы коррупции при реализации проекта превысили 27 миллиардов рублей.

Такая фраза попалась на сайте Госдумы: «Это всё будет на совести тех, кто придумал 94-й закон и кто руководил этим строительством». На днях в самых верхах создано управление по борьбе с коррупцией. Ясное дело: всё поправимо!

– Какие ещё проблемы? – переспрашивает Николай Александрович Руссу. – Финансовые. Начинаем строить – кончаются деньги. Берем в банке кредит: выплачиваем зарплату, опять строим. Надо платить налоги – и опять идем в банк за кредитом. С налогами рассчитались – строим, зарплату следует выдавать ежемесячно: снова банк, снова налоги – и все по кругу.

Сказанное надо отнести к известной мелодии «богатые тоже плачут», ведь речь идет не о копейках, а о многих миллиардах.

– Вы на реке Вах сооружаете мост, который соединит Томскую и Тюменскую области, – напоминаю генеральному директору, – и тоже напряженка?

– Там финансирование идет по трем каналам: бюджеты федеральный, ХМАО и Томской области. Первые два источника выдерживают график, регион сдерживает. Однако объект, уверен, сдадим в эксплуатацию в срок, как и совмещенный автомобильно-железнодорожный мост на реке Надым. Хотя и тут не все гладко с финансированием.

Возможно, и в соседнем Казахстане спотыкается золотой теленок. На Старом Иртыше подразделения «Мостостроя-11» не могут добраться до своего фронта работ, потому что партнер «Мостострой-12» недостроил мостовой переход.

Похоже, итало-турецкие концессионеры не ревут от бедности. Так как на откуп отдан не только строящийся ими центральный сегмент Западного скоростного диаметра, а весь этот ЗСД протяженностью 46,4 километра. И вся дорога платная. По разным источникам, на действующем пятикилометровом участке с водителей за месяц собирают примерно 60 миллионов рублей. Тариф, утверждал Максим Соколов, когда он был ещё не министром транспорта РФ, а питерским чиновником по инвестициям, будет такой: за проезд с легковушки – 100 рублей, с грузовика – от 150 до 300. Транспортный поток составляет 100 тысяч автомобилей в сутки.

Мне как водителю не совсем понятно: два сегмента ЗСД из трех построены на бюджетные деньги, то есть я уже внес свой вклад в качестве налога, а теперь ещё раз отстегивать?

Осуществляется беспрецедентный проект строительства автомагистрали Санкт-Петербург – Москва стоимостью 350 миллиардов рублей. Хайвей, понятно, платный. Здесь одним из закоперщиков выступает государственная компания «Автодор». Возможно, итало-турецкие подданные через 27 лет, сняв договорные пенки, отправятся восвояси, и далее станем ездить по скоростному диаметру за красивые глазки. Но наши-то пришли навечно. Конечно, за сервис можно и заплатить, как-никак движение от 4 до 10 полос, нате вам скорость в 150 км в час, гарантию безопасности…

В общем целом концессия – благо для любой страны. Потому что привлекают иностранный капитал – это дополнительные инвестиционные ресурсы России. Для государства концессии привлекательны тем, что не ведут, в отличие от приватизации, к потере собственности. Плюс ко всему способствуют модернизации оборудования, повышению квалификации персонала, а в социальном плане – уменьшению безработицы.

Но в Европе платные дороги прокладывают исключительно за счет инвесторов, а у нас за счет граждан, счастливо вносящих сборы и подати. И опять будем платить за то, за что уже заплатили?

Коль скоро рассуждаем о европейских стандартах, то «мостовик» Германии, Франции, Австрии и т.д., и т.п. приходит в чистое поле и строит в свое удовольствие. Наши строители сначала готовят фронт работ: это бесконечный снос и перенос жилья, инженерных коммуникаций, гаражей, различных объектов соцкультбыта. Все изменения необходимо внести в готовый проект и, главное, согласовать. Я однажды подсчитал: где-то сорок подписей надо. Если подписант за стенкой, проблем нет. Но весомого чиновника, как правило, приходится искать за кордоном: Финляндия, Княжество Лихтенштейн, Сейшельские острова… Вот летом пускали шары в честь сдачи разноуровневой транспортной развязки по улице Мельникайте, а еще не все проезды готовы – коммуникации держат.

Самый ленивый не отругал и не ругает строителей за дороговизну дорожного комплекса. А что на это скажет мой собеседник?

– Сибирь – это не окрестности Гамбурга, – просвещает Руссу. – Там металлоконструкции с ближайшего завода везут со скоростью 110 километров в час. А мы из Винзилей в Надым доставляем порой по одноколейке, с перегрузками, и скорость всего 20 километров. За транспортировку крупногабаритных грузов выплачиваем дополнительные сотни тысяч рублей. И ни в какой смете это не учтено. Конечно, эта конструкция обойдется в четыре раза дороже.

…По улице Чаплина «мостовики» смонтировали изящный надземный переход. Объект войдет в строй действующих со дня на день. Тем временем местные вандалы исписали стены, исковеркали оборудование. Возможно, полиция уже обнаружила злостных хулиганов. Но это уже другая история, не вписывающаяся в концессию.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/
 
По теме
Об этом рассказали в объединенной пресс-службе судов Тюменской области В Нижнетавдинском суде освободили от уголовной ответственности 21-летнего молодого человека, осужденного за интим с несовершеннолетней.
По информации воспитателя детского сада "Солнышко" Анжелики Потеряевой, воспитанники продолжают знакомиться с противопожарной безопасностью.
ПРЕСС-РЕЛИЗ: «Наркотики посредством сети-интернет» Приговором Уватского районного суда 34-летний Василий П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ.
Совместными усилиями не допустить пожаров! - МЧС В Главном управлении МЧС России по Тюменской области совместно с представителями Прокуратуры Тюменской области проведен совместный учебно-методический семинар по вопросам подготовки и организации работы в период прохожде
МЧС
Фото Сергея Мжельского - Tumentoday.Ru Своим опытом тюменцы поделились со специалистами из Москвы Фото Сергея Мжельского Опыт оказания медицинской и социальной помощи бездомным людям в Тюменской области был отмечен президентом России Владимиром Путиным.
Tumentoday.Ru
В Тюменской области с начала года выявлено почти 60 случаев туберкулеза - NG72.Ru Автор: НАША Газета Источник фото Департамент здравоохранения Тюменской области В течение месяца тюменцы могут пройти флюорографическое обследование в любой поликлинике С начала года в Тюменской области было выявлено о
NG72.Ru
Театральные загадки - Библиотечный центр 27 марта в Тумашовской сельской библиотеке была организована игра-викторина «Театральные загадки», посвященная Дню театра.
Библиотечный центр