Главный федеральный инспектор по Тюменской области рассказал о работе приемной президента страны в Тюмени.
Единый общероссийский день приема граждан проходит по всей стране сегодня, в День конституции Российской Федерации. 12 декабря с 12.00 до 20.00 открыты двери приемных президента России в федеральных округах и административных центрах регионов. Прием проходит во всех федеральных органах исполнительной власти и в соответствующих территориальных подразделениях, в исполнительных органах власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления. Подробности «Вслух.ру» рассказал руководитель приемной главы государства в Тюмени, главный федеральный инспектор по Тюменской области Андрей Руцинский .
– Андрей Иванович, напомните, как давно в областном центре работает приемная президента страны?
– Приемная президента России в Тюмени открыта с 2009 года. А единый общероссийский день приема граждан в День конституции проводится в соответствии с поручением президента с 2013 года.
– Приемная президента России в Тюмени вообще востребована?
– Да. У приемной президента много задач, но главная из них — сократить время рассмотрения обращений граждан, направленных в адрес главы государства. Раньше людям приходилось писать письма в Москву на имя президента, управление по работе с обращениями граждан администрации президента их рассматривало. Некоторые пытались ехать в Москву, чтобы попасть на личный прием. Все это было, во-первых, долго, а во-вторых, накладно. Теперь можно прийти на личный прием граждан в Тюмени. Приемная открыта по вторникам с 9.00 до 13.00, по четвергам – с 14.00 до 18.00. В остальное время проводится обработка письменных обращений. Ведется статистика: все обращения сортируют в зависимости от того, в чьей компетенции — тех или иных органов власти — находится решение вопроса. В установленные федеральным законодательством сроки граждане получают ответы.
– Правильно ли понимать, что смысл существования приемной президента в Тюмени в том, чтобы направить человека, который столкнулся с какой-либо проблемой, по адресу — в нужные ему органы власти?
– В том числе. Если обращение адресовано администрации президента или институту полномочного представителя президента, мы его рассматриваем на месте. А если решение вопроса входит в компетенцию органов местного самоуправления, региональной или федеральной власти, то мы перенаправляем такое обращение по адресу. В большинстве случаев мы берем решение вопроса на контроль, то есть требуем от органов власти, которые рассматривают вопрос, ответить гражданину, а также направить ответ и в наш адрес. Это необходимо для того, чтобы мы убедились: вопрос рассмотрен. Институт главного федерального инспектора в Тюменской области ведет жесткий учет всех обращений, собирает статистические сведения. Это позволяет в дальнейшем анализировать, по каким вопросам чаще всего обращаются граждане, как эти вопросы рассматриваются. Помимо того, что мы стоим на страже интересов людей, мы еще и получаем определенный срез тех проблем, которые есть у населения.
– Расскажите об этом срезе подробнее. С какими чаяниями чаще всего обращаются в приемную президента страны?
– Чаще всего люди приходят со своими бытовыми проблемами. Это вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья, капитального ремонта, проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Есть обращения, связанные с устройством детей в детский сад, связанные с природоохранной деятельностью, связанные с нарушением прав потребителей. Поступают и жалобы на действия тех или иных органов власти. Например, о незаконном, по мнению граждан, возбуждении уголовного дела или наоборот, о незаконном прекращении уголовного дела. Поступают и обращения с предложениями о том, как внедрить новые технологии, как обустроить нашу политическую и общественную жизнь. Если группировать все обращения по темам, то больше всего придется на социальную сферу, на сферу обороны, безопасности и законности, на сферу экономики.
– Сколько жителей Тюменской области уже обратились в приемную президента в этом году?
– Всего с января по ноябрь принят 921 человек. По результатам рассмотрения положительно решено 95 вопросов. Приняты меры по 121 обращению. В 414 случаях гражданам даны объяснения. Отказано в рассмотрении обращения всего в трех случаях из 921.
– С чем это связано?
– Как правило, отказы связаны с тем, что гражданину уже неоднократно давали ответы на поставленные им вопросы. Мы не можем запретить обращаться повторно, если гражданин не удовлетворен ответом. Возможно, у него появились новые обстоятельства, которые есть смысл рассмотреть. Но если гражданин твердо настаивает на том, что он не согласен с действующим законодательством, от которого мы все-таки не можем отступить, то мы вынуждены отказывать в рассмотрении обращения. Чаще всего в этих случаях граждане жалуются на судебные решения. Они проходят несколько инстанций в судах, проигрывают в этих процессах, а затем обращаются к президентской власти в надежде, что она выше суда. Однако это не так. Судебная власть у нас самостоятельная. Мы даем разъяснения, что гражданин вправе сам обжаловать не удовлетворяющее его судебное решение в вышестоящих инстанциях. Но никто не вправе вмешиваться в деятельность суда.
– Вы лично часто принимаете граждан?
– Во-первых, я в текущем режиме в своем рабочем кабинете веду регулярный прием граждан. Во-вторых, ежемесячно принимаю в приемной президента по адресу: ул. Мельникайте, 102. В-третьих, раз в полугодие я принимаю граждан по поручению президента России в соответствии с графиком, утвержденным полномочным представителем президента в Уральском федеральном округе. Такие же приемы по поручению президента ведут и губернатор региона, и прокурор Тюменской области, и руководители правоохранительных органов, и главы федеральных структур.
– Можете ли вы вспомнить такой пример обращения граждан, который лично у вас оставил след в душе?
– Я даже не знаю, какой именно случай выделить. Могу сказать, когда удается помочь больному ребенку, то это, конечно, всегда откладывается в душе. Кроме того, вы знаете, что в окрестностях Тюмени выделяют участки под строительство жилья многодетным семьям. Кто-то раньше начинает строительство, кто-то позже. Но зачастую инфраструктура не поспевает за освоением земли, и граждане обращаются в приемную, говорят, что есть проблемы с коммуникациями, особенно с дорогами. Уже было несколько таких случаев. Когда мы подключались, вовлекали в решение проблемы органы местного самоуправления, удавалось людям помочь. Подобные случаи бывают и в сфере газификации. Случаются сбои, когда буквально по соседней улице проходит газопровод, но небольшая ветка на пять-шесть домов в план газификации не вошла. Получается несправедливо, и людям не комфортно, хотя для решения вопроса требуются минимальные затраты. В результате нашей работы проект дорабатывается, и люди получают равные со своими соседями условия жизни.
– Андрей Иванович, а чем сегодняшний единый день приема отличается от обычной работы приемной?
– В единый день приема используется особая технология. В органах местного самоуправления, в органах власти региона, в федеральных органах власти сегодня дежурят уполномоченные лица. Все они освоили специальную компьютерную программу. С ее помощью обратившегося гражданина не перенаправляют в определенные органы власти, которые компетентны решать проблему, а в режиме онлайн соединяют с ними по видеосвязи. Условно говоря, гражданин приходит в департамент социальной защиты населения и обращается с вопросом, касающимся пенсии. Ему не говорят: «Садись в автобус и езжай в Пенсионный фонд». Специалист сразу же свяжет его с представителями ПФР. Таким образом, гражданину дается возможность получить консультацию в режиме онлайн. Этим и отличается единый день приема граждан.
Информация об адресах проведения 12 декабря 2017 года приема заявителей размещена на официальном сайте президента Российской Федерации на странице «Личный прием» раздела «Обращения» . Адреса приемных органов исполнительной власти Тюменской области можно узнать на специальной странице правительства региона . Список приемных муниципальных органов власти опубликован на сайте администрации Тюмени .