Ольга Романенко: путь к себе

Однажды Ольга призналась подруге, что наступил момент, когда она готова выйти из дома и идти, не останавливаясь. И та предложила: «Отправляйся по Пути Сантьяго». Так тюменка Ольга Романенко стала пилигримом. Вместе с дочерью Юлией она за 31 день прошла пешком из французского города Сен-Жан-Пье-де-Пор до испанского Сантьяго-де-Компостела 790 километров.

Что позвало в дорогу?

— Последнее время стала понимать, что ни в чём не вижу смысла, — Ольга пытается объяснить, почему ей, успешной бизнесвумен, захотелось остаться один на один с собой. — Я очень жёсткий контролёр — контролирую всё вокруг себя, всю жизнь работаю руководителем. То есть я тот человек, который в основном живёт головой, ей он доверяет больше, чем своим ощущениям. Но в нашем мозгу нет чувств — чувства в теле. Нашему уму без разницы: килограмм золота или килограмм облаков. Вся ценность жизни в тех ощущениях, чувствах, которые мы испытываем по отношению к происходящему.

Мне хочется внутреннего ощущения комфорта, гармонии. Хочу, чтобы голова была лишь средством для того, чтобы оценить, а я больше доверяла чувствам и эмоциям.

Лет 12 нахожусь в поиске. Прошла много тренингов — от интеллектуальных до тех, что с телом работают. Получила высшее психологическое образование. Многое о себе поняла, однако внутреннего комфорта достичь не получалось. И пришла к тому, что перестала видеть смысл в том, что делаю.

Никаких целей себе не ставила. Целью был сам путь, его прохождение, желание побыть с собой, почувствовать себя лучше. Стать по большому счёту счастливее.

«25 мая. 28-й день пути. Последние годы я как будто запуталась и потеряла себя. Идея жить радостно и в удовольствие привела к тому, что я старалась избегать напряжения ума и тела. А без напряжения нет достижения, нет уважения, нет ценности. Сейчас я понимаю, что мой вариант «жить в удовольствие» — это forced positivity — притворная позитивность, внушённое тренингами и книгами убеждение, что если я каждую секунду жизни не радуюсь, то со мной что-то не так. Сейчас в Пути мне бывает больно, тяжело, страшно и грустно, бывает радостно, весело и хорошо. Со мной всё так, как надо, как я выбрала. Я иду ритмично и постепенно, собранно и целеустремленно к своей цели. Отдых после дня пути приносит настоящее, а не натянутое и не притворное удовольствие» .

Видимо, пришла пора от всяких умственных вещей и навыков прийти к основе, поэтому у меня и возникло желание идти куда глаза глядят.

Ходить мне хотелось всегда. Как человек с хорошей психологической подготовкой, в том числе с телесно-ориентированной, понимаю: ходьба — длительное ритмическое движение — систематизирует внутренние процессы.

Ноги — это наша опора. Контролёры, к каковым отношусь, хуже ощущают свои ноги. Всё, что делаешь на ногах, помогает обретению опоры, когда её нет, появляется чувство тревоги. Поэтому, когда подруга предложила мне отправиться по Пути Сантьяго, я ухватилась за эту идею: длительная ходьба возвращает опору, и это то, что мне хотелось делать.

Подруга не смогла разделить Путь со мной. Одна отправиться в дорогу не решилась, хотя есть мнение, что правильно ходить одному. И я позвала в дорогу свою взрослую дочь Юлию, которой поручила подготовку путешествия. Юля хорошо знает английский, говорит по-французски — это помогло ей в изучении источников, поскольку систематизированной информации о Пути Сантьяго на русском языке очень мало.

«28 апреля. 1-й день пути позади. Мы прошли 26 км от Сен-Жан-Пье-де-Пор до Ронсесвальеса. Это переход через Пиренеи из Франции в Испанию. Большую часть пути шли в гору. Самая верхняя точка 1400 м над у/м. Этот участок пути считается самым тяжёлым и опасным. Треть пути наверху шли в тумане при видимости 10-20 метров. Это были дождевые облака. Спускались под моросящим дождём. Циклон. Конечно, устали… Расстояние, бесконечный подъём в гору, рюкзак, холод, пронизывающий ветер. Интересно, если бы это был однодневный поход, я бы, наверное, сильнее измоталась. А так настрой на бОльшее, на многодневный и многокилометровый поход позволил как-то легче перенести эту нагрузку. А ещё изумительная красота этих мест отвлекала от тягот пути. Фотографии не передают даже малую часть этой красоты» .

Почему не в Тобольск?

На вопрос, почему в поисках себя Ольга отправилась, к примеру, не в Тобольск, а выбрала далёкую европейскую дорогу, Романенко ответила спокойно: пошла бы и в Тобольск, была бы тропа проторена, и рассказала о маршруте, проложенном несколько тысячелетий назад:

— По Пути Сантьяго идут не только религиозные католики. Многих, как и меня, стать пилигримом побуждает духовный поиск. Мы встречали людей из разных стран.

Путь Сантьяго существует больше тысячи лет. В этом направлении люди ходили ещё до христианских времен. Тогда они шли к концу мира, считая, что земля плоская и за мысом Финистерре, выступающим в океан, больше ничего нет. На этом конце мира происходила какая-то перезагрузка, и с востока на запад шёл уже обновлённый человек.

Потом в 80 км от Финистерре нашли мощи проповедовавшего в этих местах после смерти Иисуса Христа Святого Иакова (по-испански Сантьяго), одного из 12 апостолов. В том месте, где нашли мощи, построили церковь, и люди со всей Европы стали приходить к мощам. Их Путь Сантьяго начинался от порога родного дома. Этих паломников стали называть пилигримами.

Путь, как бы теперь сказали, стал обрастать инфраструктурой, строились приюты, мосты, крепости. Рыцарские и монашеские ордены охраняли пилигримов, которых в те времена и грабили, и убивали.

В 70-80-е годы XX века появились люди, которые несколько лет восстанавливали Путь — он к тому времени запустел. Подогрел интерес к Пути и Пауло Коэльо: герой его романа «Дневник мага» проходит этой дорогой, чтобы обрести силу.

За последние десятилетия Путь оброс дополнительным сервисом: построено много альберге (специальные хостелы для пилигримов), отелей, кафе и ресторанчиков, магазинов со снаряжением для путешествующих.

Кстати, опасности мы не чувствовали. В этой части Европы довольно высокая плотность населения. Для мозга спокойнее, когда рядом есть люди. Самый большой переход без населённых пунктов был километров 17. Обычно через каждые два — пять километров можно было зайти в городок или деревню — отдохнуть, перекусить.

«2 мая. 5-й день пути. Из Пуэнта-ла-Рейна в Ираче. 23 км. День необыкновенного неба и больной ноги. Я шла на всех четырёх: активно опиралась на руки с палками, берегла левую ногу. К вечеру нога, как ни странно, стала болеть меньше. Может быть, Helper помог, а может быть, тело уже стало подстраиваться, скорее, и то, и другое. Я наконец-то поймала ощущение «жить в пути». Не бежать от пункта до пункта, напрягаясь изо всех сил и расслабляясь только на кровати, а идти в меру расслабленно и медленно, отдыхая, как на прогулках по пляжам Индии» .

Что было самым трудным?

— 800 километров, которые нам предстояло пройти, не пугали совсем. Признаться, я об этом совсем не думала. Такое воодушевление было по поводу самой идеи, что страха перед километрами не испытывала, просто не думала о таком расстоянии. Даже сейчас, когда мы прошли эти 800 км, я их целиком не воспринимаю. Понимаю, что такое пройти 30 км в день. Может, если бы прошли весь Путь за раз, мы бы их прочувствовали.

Когда собирались, меня больше всего страшило, как организовать ночёвки. Оказалось, это не проблема. Мы на сайте для бронирования жилья выбирали отели или хостелы на три-четыре дня вперёд и так разбивали маршрут на этапы.

Первые дни серьёзное неудобство доставляли рюкзаки, мы ведь всё своё несли с собой, — отваливались плечи, болела спина. Мне Юля сразу говорила, что эти рюкзаки неподходящие. Так и оказалось — у них не было возможности перераспределить вес с плеч на таз. Мне надо было Юлю послушать, раз она отвечала за подготовку и всё прорабатывала, а я на своём настояла. Так уже на физическом уровне получила напоминание: если поручаешь подготовку человеку, надо его и слушать.

Собирая вещи, тоже не всегда прислушивалась к дочери. Она боролась как могла, убеждая, что тот или иной предмет лишний. В результате мы всё-таки вышли с бОльшим, чем нужно, количеством вещей. Кстати, теперь, прожив месяц с одним рюкзаком, я понимаю, как мало вещей нам на самом деле нужно.

На третий день мы купили два настоящих — небольших — туристических рюкзака. Оставили один комплект одежды, что на себе, сложили в рюкзаки второй и всё лишнее отправили в конечный пункт путешествия «до востребования».

Каждый день, останавливаясь на отдых, мы стирали одежду, и если она не успевала высохнуть, складывали в проветриваемое отделение рюкзака. Для меня было важно каждое утро надеть всё чистое.

Но даже почти ополовиненные рюкзаки весили прилично — семь килограммов.

В первые дни едва ли не самым популярным у нас было слово «бесяво». Им мы обозначали всё, что доставляло неудобство. Оказалось, когда ты долго идёшь, раздражать может шов на белье, его неудачный фасон. Неожиданно для меня не очень хорошо показали себя вещи из хлопка. Особенно носки: они начинают натирать. Сначала мы заменили их на синтетические. Потом потратились на тонкие шерстяные носки за 20 евро, они без швов и не впитывают влагу.

Мы с дочерью любим ходить. Но такие расстояния, да ещё и каждый день, конечно, преодолевали впервые. Боль была постоянно. Пройдёт в одном месте, начинается в другом: сначала болела спина, потом ноги — голеностопы, лодыжки всё время в напряжении находились. Расслабить не удавалось.

Чувствительность ступней в разы увеличилась, казалось, горошину на тропе почувствую — каждый камушек был моим. Плохо, казалось бы. Но, с другой стороны, это говорило о том, что я лучше чувствую своё тело. Это и есть возвращение к себе.

Сложно было с обувью, я так и не поняла, как её правильно выбирать. Мы вышли в трекинговых кроссовках. Прежде чем мозоли появились, я протопала сотню километров, а Юля — 300. Путь проходит и по асфальту, и по камням, то в гору поднимается, то с горы спускается. Местность каменистая, особенно первая часть пути. А это значит, как бы ты ни старался наступать аккуратно, нога всё равно куда-то сдвигается.

Было ожидание, что поболит и перестанет, дальше пойду весело и радостно. Ничего подобного — последние два дня у меня начало страдать то, что в начале пути переболело. Но как-то уже по-другому. И это продолжалось ещё дней пять или шесть после финиша.

Боль сопровождала нас всю дорогу — словно именно так и должно быть. Если я чувствовала себя нормально, Юля болела, и наоборот. Дочь в силу молодости легче перенесла этот Путь. И мозолей у неё меньше. Появившись после первой сотни километров, мозоли были со мной до конца. Однажды, сделав спиртовой компресс, задремала. Кожа сгорела, шла потом с горящими подошвами. Было очень больно. Переход тогда был больше 30 километров. И солнце пекло весь день.

Мы видели, что ноги страдают у многих пилигримов. Чем дальше продвигались мы по Пути, тем чаще встречали людей, которые приходят в кафе и не стесняясь снимают кроссовки, достают свои измученные ноги с мозолями и повязками.

Простор. Вода журчит. Птички поют

С болью приходилось справляться. Но она не затмевала мир! Удовольствие я всё равно получала!

Небо красивое, простор, всё время какие-то природные звуки: или птицы поют, или вода журчит, кузнечики стрекочут, ветер шумит. Много рек, ручьев. Бывало, целыми днями шли вдоль реки, слушая переливы воды.

Простор. Я сейчас более стесненной чувствую себя в помещении, чем до Пути. Но в ощущениях держу тот простор, который месяц со мной был, — то огромное пространство как будто бы поселилось внутри.

Пришли в красивый город, смотрю на дома, людей рассматриваю. Зашли в кафе — выпила великолепный кофе, съела вкусную тортилью. Такие моменты очень любила и, мне кажется, в это время больше ощущала себя дома, чем когда мы останавливались на ночлег.

Всё это возвращало меня к чувствам и ощущениям. Мозг, особенно первые дни, включался, конечно же, — ему же надо, как электростанции, постоянно работать: что-то придумывать, обрабатывать информацию, песню вспоминать, куда-то торопиться… Но и он перестраивается, это как во время поста — сначала жаждешь мяса, потом привыкаешь без него. Те моменты, когда ты просто существуешь вместе с природой и ни о чём не думаешь, со временем наступают всё чаще. От этого такое удовольствие!

Перед большими городами старались делать недолгие переходы, чтобы иметь возможность побродить по городу, посетить соборы, музеи.

«14 мая. 17-й день пути. Сегодня день принятия. Холод (утром было 0, холоднее, чем в Тюмени) — ладно, идти далеко, не раскиснем. Камни — а куда без них? Видели мы, что бывает после дождя с этой дорогой. Без камней она превращается в скользкую жижу. Ветер сильный. Вспомнила про утилизацию. Есть в эриксоновском гипнозе такой принцип — утилизация — использовать всё, что есть, в свою пользу. Ветер — это воздух. Первостихия воздуха в человеке — ум. Я придумала формулу, что каждый порыв ветра улучшает мою память и мыслительные способности. Развлекаемся как можем» .

Памятники. И дождь

Однажды мы попали под сильный дождь с градом и шли под ним два с половиной часа. Японские плащи не спасли, мы промокли до нитки. Шли в гору — поток воды нам навстречу. Шли с горы, нас обгоняли воды, стремящиеся к подножью. И я благодарна нашим кроссовкам, у них очень цепкая подошва — в этом потоке я ни разу не поскользнулась.

Перед городом Молинасека был долгий, каменистый, довольно крутой спуск с горы — камни, камни, камни — острые, мелкие и крупные, гладкие и неровные. Было страшно: чуть нога не так встанет, и ты полетишь. А лететь далеко…

Мы по пути довольно много памятников встречали, особенно в горах. Много в первый день — видимо, путешественники не рассчитывают силы. Большинство погибших старше 55. Там, в горах, если станет плохо, помощь может не успеть. Встречали в горах памятник 17-летнему парню, очень жалко его.

Запомнился ещё один памятник, 69-летнему пилигриму. Он погиб в одном дне пути до финиша, километрах в 25 от Сантьяго-де-Компостела.

«18 мая. 21-й день пути. Наш гостевой дом ближе на 1 км, чем посёлок Рабанал-дель-Камино. Ресторанчик в гостевом доме ещё не работает, сезон полностью не открыт. Хозяин предлагает сходить поесть в посёлок, но мы не хотим — лениво что-то. В предыдущем городке нам внезапно захотелось купить хлеба (колбаса у нас была), орешков и печенья и нести это 7 км. Поэтому сейчас мы никуда не идём, решаем поесть в доме, тем более у нас есть кухня с плитой и кофеваркой и шкафчик с запасами кофе. Только мы устраиваемся варить кофе, начинается сильный дождь с градом. Соседи, заселившиеся чуть раньше и решившие поесть в посёлке, возвращаются промокшие до нитки. Как же здорово делать то, что хочется, а потом убеждаться, что это было самым правильным вариантом! Моя любимая Интуиция, спасибо тебе!»

Велосипедисты и хорошая девочка Оля

В Пути мне хотелось уединенности, контакта с собой и природой. Часть пилигримов — велосипедисты. И они меня раздражали. Знаю, если гнев не отреагировать, держать в себе, он накапливается — и любая мелочь может «сорвать крышку»: неадекватное выражение гнева говорит прежде всего о том, что это выплёскивается накопленное.

Раньше бы шла и себя осуждала, что на людей злюсь. Я ведь хорошая девочка, а хорошие девочки себе такого не позволяют.

Весь опыт, полученный при обучении на тренингах, дал возможность более осознанно, продуктивно всё это прожить и отреагировать. Я больше понимала, что со мной происходит, какие ниточки потянулись, какой узелок разматывается в этот момент. Я давала себе возможность выражать гнев, с силой вбивая в землю палки, топая ногами, негромко ругаясь по-русски, зная, что никто не поймёт, потому что вокруг иностранцы. Гнев проходил как буря, как гроза, потом шла уже с другим отношением: велосипедистам ещё тяжелее, опаснее на этих камнях.

Я и сейчас себя чувствую спокойнее, тревожности вообще нет. Иногда даже думаю: что-то не так, не тревожусь совсем. Может, опора появились.

«29 апреля. 2-й день пути. Мне мешает полностью расслабиться и получать удовольствие от пути идея конкуренции, которая, скорее всего, больше в моей голове, чем вовне. Хотя некоторые пилигримы действительно торопятся в альберге занять места получше и подешевле. У меня нет необходимости торопиться, однако меня раздражают люди, которые обгоняют. Меня раздражает, когда люди, которых обогнала я, проходят вперёд, когда я остановилась попить или снять плащ. Пока я просто признаю и принимаю эти чувства, говорю об этом с Юлей. Я благодарна ей за то, что она всё это слушает и тоже принимает» .

42 километра. Аплодисменты!

Когда мы пришли в альберге, оставив позади 42 километра, был ужин. Хозяйка, принимавшая нас, пришла в восторг, узнав, сколько мы прошли, и сообщила всем, кто был за столом. Нам аплодировали.

Такой переход получился случайно, подвига мы не планировали, просто не смогли ничего забронировать ближе. На 30-ти километрах я предлагала сдаться и ночевать в альберге. Но Юля решила идти до конца.

В альберге в одной большой комнате спят и мужчины, и женщины. Кровати двух-, трёхъярусные. Нет полотенец и постельного белья — надо иметь своё. Общие душевые и туалеты. Признаюсь, для меня это не очень комфортно. Мы бывали в альберге, но останавливались в двухместных номерах с отдельной ванной и туалетом.

В конце путешествия мы с дочерью выработали своё отношение к расстояниям за день. До 15 км — прогулка. До 25 км — идти нормально. Больше 30 — сложновато.

Нам повезло с погодой — май в этом году в Испании был прохладнее обычного. Когда прохладно, идти легче, чем в жару. Утром бывало три-четыре градуса, как у нас в Сибири. Но в дороге мы уже снимали курточки и шли в футболках.

«25 мая. 28-й день Пути Сантьяго. Из Портомарина в Палас-де-Рей. 24 км Половину сегодняшнего участка Пути прошли в густом тумане. Идём быстрее, чем большая часть пилигримов. У меня появились свои приёмы ходьбы для подъёмов и спусков, что даёт мне возможность делать это легче и быстрее. Чувствую себя гораздо сильнее и увереннее, чем в начале Пути, тем более что мозоли почти зажили, а в ногах только нормальная для таких нагрузок усталость. И самое главное, сегодня мне нравятся все люди, которые, как и я, идут Путь. Я с удовольствием говорю им «Buen camino» и вглядываюсь в их лица и глаза чуть дольше, чем обычно. Это давно уже не формальное приветствие, а что-то очень искреннее. Сегодня мне особенно нравится это делать» .

Один день — один пост

Каждый день я подводила итоги на своей странице в Фейсбуке. Для чего? Долго думала, писать или нет, понимала, что это тот фактор, который рано или поздно станет влиять на меня, — буду воспринимать происходящее, ещё и обдумывая, как об этом написать. У меня были путешествия с описаниями в соцсети и без них, когда всё — только моё, только для меня.

Я понимала, что Путь — это очень важно. Мне хотелось этим поделиться! Конечно, проще написать постфактум: всё уже случилось, ты прошёл, ты герой. А тут непонятно, сможешь ли ты пройти. И уже не скроешь, если не справишься.

Первые посты давались тяжело. Я пыталась понять, что хочу сказать. Стало легче, когда поняла, что мне самой это много чего даёт. Теперь думаю привнести подобное «протоколирование» в свою жизнь, уже не для соцсети, для себя. Оказалось, это важная утилизация всего происходящего — ты не просто проживаешь, а квинтэссенцию вытягиваешь, разбираясь, для чего было то или иное событие.

Потом мне понравилось писать, анализируя происходящее. Сложно было рассказывать про боль, про поведение, связанное с гневом, со злостью. Ведь я из тех людей, кто строит образ «хорошей девочки». Лет десять назад я даже за хлебом в магазин выходила с идеальной причёской и макияжем, а тут приходилось говорить о мозолях на ногах.

Про выражение гнева рассказала не сразу. В тот день, когда это произошло, откровенничать не смогла, не хватило у меня на это ресурса. Написала дней через десять.

Благодарна себе за то, что вела этот своеобразный дневник. Самые главные мысли, интересные моменты удалось отразить, и мне интересно перечитывать записи. Сейчас я бы не всё вспомнила — слишком много пережито за 31 день. Если бы не делала эту работу постоянно, семья получила бы короткий рассказ постфактум, а так они пропускали через себя весь Путь, мои истории преодоления — папа в Фейсбуке зарегистрировался, чтобы читать.

В какой-то момент мне помогла поддержка, которая была в Фейсбуке. Мне многие писали и в комментариях, и в личных сообщениях, делились своими переживаниями.

Хочу собрать мои посты, добавить информацию и издать, чтобы подарить близким.

«13 мая. 16-й день пути. Когда пришли в отель, я включила песню в исполнении Альберта Асадуллина «Дорога без конца» из кинофильма «Никколо Паганини», слушала и плакала. От усталости и напряжения мышечные блоки срываются, и сдерживаемые ими раньше чувства легко выходят наружу. Это хорошо! Чувства — это жизнь!»

Ольга Чухачёва

По теме
В дежурную часть отдела полиции города Заводоуковска поступило сообщение из медицинского учреждения о том, что к ним обратился житель поселка Лебедевка 1981 года рождения с различными травмами.
В дежурную часть полиции города Тюмени поступило сообщение из медицинского учреждения о том, что к ним обратился местный житель 1983 года с различными переломами.
«Заплакала, поэтому перестал пинать»  Викуловский районный суд Тюменской области признал Александра Дериглазова, 1972 года виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека (ч.
Беспокойная старость   Викуловский районный суд Тюменской области признал ранее судимого пенсионера - Вадима Паршина, 1964 года рождения виновным в нанесении побоев, причинивших физическую боль, не повлекших последствий,
«Народная медицина»  Викуловский районный суд Тюменской области признал Минаеву Татьяну, 1976 года рождения виновной в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств,
ПРЕСС-РЕЛИЗ: «Соблазн, растущий у обочины дороги» Приговором Уватского районного суда ранее судимый 43-летний Виктор Т. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ.
Безопасность населённых пунктов в пожароопасный период – задача общая. Минимизировать угрозу распространения огня в силах каждого собственника земельного участка.
В Туртасе прошло комплексное тактико-специальное учение по ликвидации последствий ЧС - Уватский район В Уватском районе для совершенствования практических навыков, слаживания работы в чрезвычайных ситуациях в условиях, максимально приближенных к реальным, систематически проводятся тактико-специальные учения.
Уватский район
«Веселый и добрый, проказник домовой» - Центр соцобслуживания населения Каждый из нас знает, кто такой домовой. Он живет за печкой или на кухне, оберегает и защищает дом от врагов, пожаров, болезней, отвечает за благополучие и лад в семье.