Сергей Осинцев празднует тридцатилетие актерской деятельности

Сергей Осинцев празднует тридцатилетие актерской деятельности
Сергей Осинцев празднует тридцатилетие актерской деятельности
Сергей Осинцев празднует тридцатилетие актерской деятельности
Сергей Осинцев празднует тридцатилетие актерской деятельности
Сергей Осинцев празднует тридцатилетие актерской деятельности
Фото: t-l.ru
Фото из официальной группы Тюменского драматического театра в соцсети "ВКонтакте"

30 лет на сцене празднует актер и директор Тюменского театра драмы Сергей Осинцев 1 сентября 2017 года. 

Артист драмы, тогда еще первокурсник Сергей Осинцев впервые ступил на сцену театра 1 сентября 1987 года. Об актерской профессии никогда не мечтал: родители уговаривали стать бухгалтером или врачом. Выбирая профессию, Сергей Осинцев исследовал сальмонеллез в северных краях, мечтал о концертной деятельности и кинематографе, а потом случайно забрел на пробы в колледж искусств. 

О карьерном пути  и семейных ценностях, творческих свершениях и издержках профессии актер и директор Тюменского драмтеатра Сергей Осинцев рассказал в интервью корреспонденту ИА "Тюменская линия". 

- Будете ставить   спектакль в честь юбилея на сцене? 

- Не знаю, буду ли праздновать юбилей. Конечно, хочется: рассматриваем пьесы, возможно, будет какой-то спектакль-бенефис.

Я не тот директор, который ставит для себя спектакли. Есть много более достойных артистов.

Да и времени не хватает. В спектакле "Мольер" на роль меня убедил Александр Баргман: просто так сложилось, что я стал директором. И он предложил пьесу про директора театра Мольера. Было так знаково и важно выпустить спектакль, где я играл бы, грубо говоря, сам себя. Режиссеры предлагают интересные роли – я иду. Не предлагают – ну и, слава богу, - больше свободного времени. У меня же выходных не бывает:   как у артиста у меня выходной в понедельник, а как у директора – в субботу и воскресенье. В итоге у меня нет выходных.

Фото из официальной группы Тюменского драматического театра в соцсети "ВКонтакте

- Какой день считаете юбилейным?

- Для меня это 1 сентября 1987 года. Это был первый день, когда я вообще прикоснулся к театру: до этого я не планировал в нем работать. Я хотел стать артистом кино и телевидения. И в театр я не ходил. До поступления в театральное училище я был в театре два раза: один раз нас школой водили в театр кукол на "Забыть Герострата!" (был такой известный спектакль), а второй раз мы ходили школой в филармонию на выступление рижского театра русской драмы на пьесу С.В. Розова "Кабанчик". После этой пьесы во мне разгорелось желание заинтересоваться театром. Это уже был класс десятый и уже не в какие самодеятельные театры я не мог пойти.

Я всегда был ведущим и чтецом: читал стихи про Зою Космодемьянскую. Желание было быть сценическим человеком: интересно было вести концерты, работать на телевидении и радио. Я никогда не мечтал быть артистом театра.

Родители настаивали, чтобы я стал медиком или бухгалтером. В школе у нас были шефы тюменского института краевой инфекционной патологии: те, кто занимаются исследованиями сальмонеллеза, описторхоза, бычьего цепня и других болезней. И мы целый год ходили к ним на практику. Я увлекся всем этим делом и целый год после школы проработал в этом институте лаборантом, никуда не поступал. Мы ездили на север, исследовали ненцев, ханты, манси. С тех пор не ем речную рыбу.

Я решил поступать в медицинский институт. Но так как я плохо учился в школе (к стыду своему), мне никогда не была интересна химия и не давались точные науки, я завалил химию. Ушел с экзамена радостный: медицина для меня закрыта. Сейчас надо завалить бухгалтерию (Смеется.): по алгебре "два", по геометрии – "кол". Какой из меня бухгалтер? Мне стыдно, но я говорю правду. В восьмом классе у меня по геометрии была годовая оценка "кол" и меня не хотели переводить в девятый класс. Поставили "тройку" еле как.

Единственная хорошая оценка у меня была по литературе – "пять", потому что я все время стихи читал. И по английскому, потому что я стихи читал на английском. Учил в русской транскрипции и выступал на всяких смотрах.

Итак, я все завалил. Шел домой и увидел афишу: "Тюменский колледж искусств набирает абитуриентов на отделение "актер театра кукол"". Я пришел пробоваться, а оказалось ,что это объявление висит с прошлого года, и уже набирают на актера театра драмы. Я заполнил все бумажки. И самое главное сдал экзамены: сочинение по русскому языку и литературе и история устно, пюс творческий тур: басня, проза… Естественно, сочинение я написал на "пять" (содержание) и "три" (орфография) . (Смеется.) Историю я сдал на "четверку". Творческий конкурс я прошел. И стал артистом.

Мальчиков в театр вообще всегда берут хорошо, потому что "штаны" в театре нужны. Девочек всегда много, конкуренция у них большая.

Я закончил Тюменский колледж искусств. У меня было среднее актерское образование. А основные предметы проходил в театре. Главный режиссер тогда был Александр Цодиков. Мы учились при театре. Уже студентами с первого курса мы играли во всех спектаклях, где нужна была массовка. И с первого же курса я работал (нужно же было деньги зарабатывать) монтировщиком в этом же театре.

Нас было четверо парней, работавших машинистами сцены – это те, кто декорации перетаскивает. Я получал по тем временам 70 рублей: это были в принципе хорошие деньги. 30 рублей – стипендия. Плюс за каждый выход на сцену нам платили рубль – ставка массовки. Итого у меня выходило хорошо – по 120 рублей в месяц. Мы могли себе позволить ездить на такси, курить дорогие сигареты и ходить в ресторан на комплексные обеды. Придешь в дорогой ресторан, поешь на рубль двадцать. Это правда были деньги: таксисту – две копейки за километр платили. За двадцать копеек можно было до отвала наесться в студенческой столовой. Это были золотые времена.

- Какой был первый спектакль?

- Мы сразу же попали в спектакль "Мастер и Маргарита". Часть из нас работала артистами, а мы работали монтировщиками – открывали "чудеса". Там были всякие штуки, которые создавали ощущение волшебства и колдовства.

Как и все студенты театральных институтов, мы хотели открыть свой театр. А дальше я окончил училище, и мы с женой были вынуждены отсюда уехать. Уехали в город Лысьва Пермского края. Там был мой первый театр как дипломированного артиста – я там три года отработал. Потом был Великий Новгород. А потом я вернулся по семейным обстоятельствам в Тюмень и показался в наш театр. Перед уходом кричал: "Я никогда в жизни сюда больше не вернусь!" (были свои обстоятельства). С 1996 года – второе мое пришествие в этот театр уже в качестве актера и только.

Тогда был главным режиссером Алексей Иванович Ларичев. Я как-то сразу попал к нему в обойму и во все его спектакли. Мы проработали вместе тринадцать лет: я не вылезал со сцены. У нас совпало с ним взаимопонимание, и это был один из тех режиссеров, с которым мне было легко работать.

Очень редко встречается, когда находишь своего режиссера в театре: у артистов это вообще проблема. Для многих это трагедия – не каждый режиссер тебя видит.

И хорошо тем, кто в обойме: они из спектакля в спектакль идут, новые режиссеры приезжают, их видят, их сразу же берут. Очень редко обращают внимания на тех, кто мало занят. А есть те, кто вообще не занят: никак не могут найти. А бывают чудеса, когда приходит режиссер, смотрит всех и вдруг видит артиста, который ему нравится и из двадцати лет забвения артист вдруг вылезает и становится ведущим артистом. Вдруг в нем открывается какой-то талант. Это все настолько зыбко и не предсказуемо. Поэтому случается очень много личных трагедий в театрах.

Фото из официальной группы Тюменского драматического театра в соцсети "ВКонтакте

- В кино в итоге не получилось поработать?

- Сейчас-то получается потихонечку.  Лет десять назад снимался в сериале на свердловской киностудии. (Прим. автора: роль Мышкина в третьей серии сериала "Дело было в Гавриловке-2") Вот сейчас идут съемки фильма "Тобол", у нас полтеатра в нем занято. Да и пол Тюмени, пол Тобольска. Мне повезло, я играю там достаточно заметную роль – обер-коменданта Тобольска Карпа Бибикова.

Я к этому отношусь спокойно. Просто с момента первого своего выхода в театре. Я очень много работал. В Лысьве в городском театре я сыграл за три года 30 главных ролей. Я уже настолько наигрался в свое время, что прошел и огонь, и медные трубы.

Слава Богу, никогда не было звездной болезни. Но ощущение значимости всегда было. Оно создавалось не мной, а зрителями: в маленьком городе, когда тебя знает каждый человек и с тобой здороваются. В постсоветские годы, когда все давали по талонам и по карточкам, это было очень престижно. Ты приходишь в магазин, а продавщица говорит: "Отойдите, тут артист пришел, дайте я ему сметанки положу!".

Есть и обратная сторона медали. Когда ты известен всему городу, ты непричесанным в магазин выйти не можешь. И этот период у меня тоже был. Но он был больше связан с работой на радио "Европа плюс" здесь в Тюмени. Когда мы все были звездами с приходом коммерческих радиостанций, у меня в подъезде писали: "Театр – храм", "Осинцев – бог".

- Было страшно, странно, гордились?

- Ни одно из слов не подходит. Во-первых: исписали подъезд. Во-вторых: невозможно было пройти по улице.   Ты идешь, а тебе в спину кричат: "Эй, мы тебя знаем". Или ты приходишь в столовую: все на тебя смотрят, поесть нормально не можешь.

Был случай. В честь юбилея театра сургутское управление культуры наградило нас с Антой Николаевной Калиниченко поездкой в Грецию. Плыву я в море. Подплывают ко мне люди и говорят: "Здравствуйте. А можно у вас автограф? Мы из Москвы. Мы вас видели". (Снимали спектакль, который вошел в сотню лучших телеспектаклей России, у меня была главная роль.) "Мы вас узнали. Мы видели вас на всех спектаклях. А можно мы у вас автограф возьмем? А вот наш матрасик: хотите, на нем поплавайте!". Это было достаточно давно, в начале 90-х.

Конечно, приятно, что тебя узнают, что случаются какие-то льготы, гаишники прощают какие-то нарушения, тебе улыбаются в банке. Но есть огромное количество минусов и большая ответственность: ты не можешь позволить себе много. Это может негативно отразиться на имидже и на всей твоей профессии. Как тебе после этого поверят?

Когда ты разрушаешь иллюзию, ты разрушаешь вообще все, что ты делал до этого на сцене.

Поэтому я противник водить зрителя за сцену. Это то же самое, что и фокусник, который после фокусов рассказывает, как он их делает: показывает все свои ящички, картоночки, шторочки, зеркала и всех своих ассистентов, которые ему помогают.

- Свою личную жизнь пытаетесь закрыть?

- Мне сложно это сделать. У меня жена актриса, я актер. Очень много интервью и публичности. Конечно, какие-то детали я никогда никому не рассказываю. Вся моя семья уже публичная. Сын  – Максим – звукорежиссер в театре. Посмотрев на нашу профессию, сказал: "Артистом никогда не буду, унижаться не хочу".

Актерская профессия – это же унижение в каком-то роде: тебя заставляют делать то, чего ты не хочешь никогда. Приходит режиссер и говорит: "Раздевайтесь все быстро и побежали по сцене голые шесть кругов". Потому что ему так надо. 

- Единая профессиональная стезя в семье помогает в самореализации?

- Скорее всего, помогает то, что есть семья, которая тебя любит и ждет, всегда найдет нужные слова. Детям своим реализовываться я никогда не помогаю. Я считаю, что у каждого есть свой путь. Я не занимаюсь нудным воспитанием: "Нужно выбрать свой путь, правильную профессию, пойди работать бухгалтером…". У меня абсолютная свобода в этом плане.

Максим очень долго себя искал. В итоге стал заниматься музыкой, звукозаписью. А ведь в детстве заставляли заниматься в музыкальную школу, даже пианино дома было. Теперь жалеет, что не научился тому, чему надо. Сегодня он очень востребован среди режиссеров, с ним хотят работать, просят его. Артисты довольны тем, как он чувствует постановку. Профессия специфическая: нужно умудриться с помощью музыки помочь артисту сыграть то, что на сцене и очень важно прочувствовать то, что режиссер хочет от звукорежиссера.

А дочь Маша пока учится в школе. Но   хочет быть минимум артисткой, максимум – директором театра. Она такая: сразу же спрашивает, как увольнять артистов? Она пошла по моим стопам. Постоянно стихи читает: видно память тоже актерская, запоминает все сходу. Жена с ней очень много занимается. О чем я и говорю родителям: надо детям читать чаще и много, читать с самого раннего детства. Дочь еще до школы читала бегло, и сейчас читает книжки, которые я читал уже после десятого класса.

Фото ИА "Тюменская линия"

- Это ее осознанный выбор: стать директором. Нам уже можно готовиться к смене руководства театра?

- Не знаю. У нас это назначаемая должность. Может быть когда-нибудь она станет выборной. (Смеется.) Дочери десять лет и она для себя уже решила, что будет творческим человеком. Есть еще одно желание: хочет стать театральным художником. Я ей говорю: "Маш, художником круче, денег зарабатывать много будешь. Спектакль выпустила – заработала свои сотни тысяч и пошла".

- Актеры меньше зарабатывают, чем художники?

- Актеры меньше зарабатывают, чем художники. Из всех творческих работников в театре самый низкооплачиваемый – это артист.

Так сложилось в нашей профессии, что актеры репертуарных театров получают зарплату, а режиссеры и художники получают гонорары. Во всем мире примерно та же схема, но меньше репертуарных театров, и ты не сидишь на окладе. Тебя пригласили, ты заработал свои рубли, и могут тебя еще лет десять не приглашать – ты живешь на эти деньги. Но есть большое пособие по безработице. Там артистов еще профсоюзы поддерживают.

- Насколько популярен сейчас театр?

- Посещаемость у нас нормальная. Для города в 700 тыс. человек, у нас посещаемость – 70%. Надо понимать, что у нас одна тысяча мест, их не так просто заполнить. Тем более, что в театр ходят всего 3% населения. Из них 2% – постояльцы. 20% жителей города знают, что театр существует и ходят в него периодически – раз или два в год. Остальные вообще не ходят в театр.

- Приходится ли бороться с взглядами зрителя?

- Приходится. Театр не всегда должен нравиться. Театр должен провоцировать. Театр и искусство в целом – это вкусовая история и все зависит от определенных вещей, которые происходят с человеком в определенный момент. Можно сходить на один и тот же спектакль несколько раз и иметь совершенно разное мнение, получить разный катарсис.

В театре нельзя сидеть, откинувшись в кресло, в театре надо сидеть с прямой спиной. Театр нужен для того, чтобы люди развивались, а не отдыхали. Отдыхать нужно ехать на природу.

Категорически отношусь к мнению, когда говорят "нравится" или "не нравится". Нельзя развешивать ярлыки. Спектакль может попасть в человека, а может не попасть, но в любом случае он вернется к тому восприятию, который он увидел в спектакле.

Поэтому поверхностную пьесу брать никогда не хочется. Всегда предпочтителен материал, в котором можно покопаться. Классика потому и называется классикой: она всегда актуальна. В репертуаре драмтеатра в основном произведения, которые написаны 200-300 лет назад, но они все актуальны сегодня: и "Мольер", и "Дни Турбиных". В итоге, когда сегодня ты смотришь пьесу, в голове возникают картинки из телевизора.

Все привыкли к "Щелкунчику" - советскому мультфильму, а у нас были бои с родителями, потому что наш "Щелкунчик" был прям Гофман-Гофман! Детям очень нравился, хотя родители высказывали непонимание такой постановки.

Фото из официальной группы Тюменского драматического театра в соцсети "ВКонтакте

Я видел спектакль "Снежная королева" без купюр в постановке Романа Фиодори на фестивале в ТИЗе в Новосибирске. Там ворон и ворона очень долго рассуждают о любви к Богу и сама Герда много молится, когда идет за Каем - очень драматичная история. Она была для меня дважды драматична.

Девочка, которая играла Герду, - она была такая боевая и так смело спасала Кая! А потом я вышел после спектакля, и мы пошли домой, обходя здание ТЮЗа. И эта маленькая девочка стоит на балконе и курит. И я вижу, что это не девочка, а тетенька лет сорока, которая играет девочку. Думаю: "Боже мой, ты же артистка, создаешь детям образ сказки!". Сейчас все эти дети пойдут и увидят эту тетеньку без грима, с опухшим лицом, в том же платьице и курящую. Та Герда, которая только что рассуждала о том, как это правильно – верить в Бога.

Это издержки профессии: с одной стороны, даем человеку сказку, с другой стороны, нужно учиться эту сказку не разрушать.

Если ты куришь, ну спрячься где-нибудь за шторочкой, чтоб тебя никто не видел. Сними это платьице, паричок, грим, чтоб тебя никто в жизни и не узнал, что ты Гердой была. В общем, у меня тогда случилось два потрясения: когда я увидел сказку без купюр, и когда я увидел Герду без купюр. (Смеется.)

Ирина Ромашкина

 
По теме
В пятницу 15 сентября на сцене Тюменского Большого драматического театра в девятый раз состоится награждение актёров и режиссеров по шести номинациям Благотворительного Творческого конкурса с труппой Тюменского драматиче
В Туртасе прошло комплексное тактико-специальное учение по ликвидации последствий ЧС - Уватский район В Уватском районе для совершенствования практических навыков, слаживания работы в чрезвычайных ситуациях в условиях, максимально приближенных к реальным, систематически проводятся тактико-специальные учения.
Уватский район
«Веселый и добрый, проказник домовой» - Центр соцобслуживания населения Каждый из нас знает, кто такой домовой. Он живет за печкой или на кухне, оберегает и защищает дом от врагов, пожаров, болезней, отвечает за благополучие и лад в семье.
Центр соцобслуживания населения