Областная столица хранит много старых сооружений, зданий, которые полны истории и отличаются особенной архитектурой. Однако часть горожан выступает за их снос и просит освободить место для современных построек. Портал Vsemetri вместе с архитектором Екатериной Журавлевой попытались разобраться, в чем красота старых зданий и нужно ли их сохранять.
Мы убеждаемся в том, что жители большей частью равнодушны к сносу старых зданий. Вид полуразрушенного сооружения, пусть даже это памятник архитектуры, вызывает раздражение. Как обычный человек поймет ценность строения? Перед вами просто развалина без декора, с облупившейся краской. Вы не можете заметить красоту здания, старинные наличники, которые, может быть, уже и сняли. И вам хочется, чтобы его скорее убрали.
Недавно я составляла реестр сгоревших в последние годы объектов историко-культурного значения (градозащита— одно из моих основных занятий): с 2017 года у нас сгорело 7 памятников архитектуры, три из них регионального значения. К сравнению, в 2015 году пожар уничтожил всего один такой дом, а в 2017–2018 годах – сразу семь: один за другим. Все службы говорят, что возгорание случайное. Вот так случайно загорелись дома в разных частях города, а три объекта как-то случайно – в соседних кварталах, где ведется строительство элитного жилья.
Утверждать, случайно или нет случаются пожары, могут только уполномоченные службы. От себя скажу, что в российской практике часты прецеденты, когда памятник сначала сжигают, а затем на его месте строится любое строение по воле заказчика.
Есть ряд объектов, которые не признаны памятниками архитектуры, но и они достойны восстановления. Есть такое понятие как историческая среда: без типового исторического окружения сложно осознать реальную ценность памятников архитектуры, сложно воссоздать какие-либо исторические события, почувствовать "дух времени". При этом я считаю, не должно быть и перегибов – город должен развиваться.
Ты смотришь на здание, как на человека, также и город – это отражение всех его жителей. Может вы наблюдали на крупных мероприятиях, где собираются группы людей из разных городов. По ним видно характер, собирательный характер города.
Раньше был один заказчик, один хозяин, который строил по своему вкусу, поэтому дома были более человечны. Сейчас домами занимаются целые компании, и характер сооружений сложно определить. Купцы в свое время вкладывали в строительство часть себя. Как они себя представляли, так дом в итоге и выглядел. Если заказчик был брутальным купчиной, значит и дом выглядел соответственно мощно, если он любил шик и лоск, то как, например, дом Буркова – сооружение получалось более "финтифлюшчатым" – было богатым внешним декором и внутренним убранством. Выдержка из интервью. Полная версия находится на портале Vsemetri.com