О том, как реализовали необычный проект и чего ждать посетителям нового учреждения, корреспонденту издания рассказала генеральный директор Тюменского музейно-просветительского объединения Светлана Сидорова.
- До открытия мультимедийного парка остаются считаные дни. В чем основные особенности нового явления в отечественном музейном деле?
- Это новое для нас дело - открывать исторический парк, участвуя в реализации федерального проекта. Потрачено много сил, и мы приближаемся к кульминации. Напомню, что музейный сезон начнется в этом году по-особенному: 1 ноября открывается исторический парк, а 9 ноября - новый музейный комплекс имени Словцова. Проект «Россия - моя история» осуществляется в нескольких городах Российской Федерации. Мы, как всегда, стремимся к лучшему, поэтому активно участвуем в реализации этого большого образовательного проекта.
Хочу подчеркнуть, что это не просто музейная программа. Исторический парк - серьезный познавательный, просветительский проект. И это структурное подразделение Тюменского музейно-просветительского объединения, современное, мультимедийное, интерактивное, насыщенное новыми технологиями подачи материала.
В нем не предполагается представление артефактов, в нем используются только очень интересные информационные технологии.
- Как бы вы сформулировали главную идею парка?
- Пожалуй, это возможность для каждого жителя региона и страны осмыслить историю великого государства, ощутить себя в контексте истории человеком, живущим в большой стране, в определенном регионе, на малой родине в том числе.
- За счет чего это достигается?
- Что такое парк? Это особая среда, которая отличается от всего окружающего и дает человеку возможность приобщиться к чему-то новому. Изначально музеем называли храм муз, а мы стали ассоциировать его с историей, поскольку он хранит и представляет память о прошлом. В историческом парке «Россия -- моя история» все сделано комплексно, сжато, целенаправленно. Проект рассчитан на формирование смыслового пространства, в котором человек сам, возможно, без участия музейного работника может что-то увидеть, услышать, прочитать, переосмыслить, переоценить, понять.
- Насколько это удалось воплотить в жизнь?
- В данном случае мы имеем четырехэтажный комплекс, то есть здание, естественным образом разделенное на четыре зоны. Каждая из них представляет основные этапы развития и становления Российского государства через персоны, события, в конкретных временных рамках. В итоге получилось четыре масштабные выставки: «Рюриковичи», «Романовы», «От великих потрясений к Великой Победе», «Россия - моя история. 1945--2016». Безусловно, авторы проекта рассчитывали на просвещение людей через духовное осмысление прошлого. Ведь что такое прошлое? Это возможность подготовиться к будущему.
- Сколько времени заняла работа над созданием парка?
- Работаем практически год. Весь процесс по участию в проекте начался в ноябре прошлого года.
- Парк создавался по федеральным лекалам, то есть таким же, как в других городах, или он полностью тюменский от концепции до воплощения?
- В первую очередь это федеральный проект, но в каждом регионе есть собственный контент. Одна из задач - чтобы человек, живущий в том или ином регионе, увидел себя через призму истории малой родины в контексте истории большого государства.
- Но федеральный контент везде одинаковый?
- Его нельзя назвать абсолютно одинаковым. Опорные точки, которые определили авторы, есть везде, но в каждом городе парк размещается в разных зданиях, подходы к формированию экспозиции применяются разные, только технологии одинаковые. Региональный контент интегрируется в каждом субъекте Федерации по-своему.
- Насколько уровень регионального контента соответствует общему, не смотрится ли история области «бедной родственницей» на фоне истории России?
- Смотря как вы настроены. При желании, наверное, увидите и так. Но наш регион настолько богат людьми и событиями, настолько он самодостаточен, что не может выглядеть бедным родственником. И думаю, ни один регион не будет, потому что все субъекты, участвующие в проекте, с уважением воспринимая эту инициативу, хотят занять достойное место в проекте. Даже если поначалу внешне это будет выглядеть непривычно и непонятно, потому что используется множество технологий и нужно будет возвращаться в парк несколько раз. Авторы проекта подсчитали: чтобы все понять и осознать, ко всему приобщиться, нужно потратить 18--20 часов. Поэтому будут выполняться образовательные проекты, разрабатываются программы совместно со школами и другими учреждениями, все они найдут для себя место, всем будет интересно.
- Сколько человек участвовало в создании регионального контента парка?
- К работе привлекались все вузы, ученые, краеведы, которые работают в этих темах, профессионалы по различным сферам деятельности. Когда делали заявку в вуз или орган власти, по их словам, они работали всем коллективом. Поэтому назвать число участников процесса невозможно.
- Что вы можете назвать изюминкой проекта?
- В целом изюминкой могут стать новые технологии, которые в музеях практически еще нигде не использованы. Это видеопанорамы, купольные кинотеатры, сенсорные малые архитектурные формы. Или возможность увидеть историю в виде инфографики. Не каждый музей мог организовать экспозиционные пространства с помощью цитирования известных людей, представления периодизации, учредительных событий. Это все новое, все изюминка.
- Экспозиция парка составлена раз и навсегда или может со временем меняться?
- Это еще одна особенность проекта - технологии сегодняшнего дня позволяют очень быстро сделать новую выставку. Мы уже заранее готовимся к тому, что выставочные проекты, которые будут осуществляться, и экспозиции, которые выглядят как постоянные, стационарные, таковыми не являются. Контент может быть изменен в любой момент, когда возникнет необходимость, когда плановые или внеплановые мероприятия продиктуют иные потребности. Временно в том или ином экспозиционном комплексе будет представлен новый выставочный проект с теми же подходами, с использованием тех же технологий, но уже с другим наполнением. В этом его долгосрочность, перспективность и в общем-то уникальность.
- Сколько человек сможет одновременно знакомиться с экспозицией мультимедийного парка?
- Экспозиционные особенности позволяют представить, что до 200 человек можем принимать спокойно. Удобно, комфортно чувствует себя группа из 20-30 человек, и с промежутком в 10 минут может идти следующая группа. Но более точно можно будет сказать после первых дней работы парка.
- Основной ожидаемой аудиторией парка называлась молодежь. Не будет ли скучно в нем другим категориям населения?
- Нет. Поверьте, в парках, которые уже действуют, есть свой подход для каждой категории. Так же будет и у нас. Но есть определенный элемент адаптации: возможно, не все сразу примут предложенный формат. На этот случай предусмотрены зоны комфорта. Если люди осмотрели всего один этаж и это для них много, им нужно все осмыслить, есть прекрасные зоны сервиса и общения, где можно присесть, отдохнуть, все условия для этого созданы. Поэтому мы считаем, что этот проект - для всех категорий.
- Каков нижний возрастной порог посетителей?
- С точки зрения осознания происходящего предпочтительнее дети школьного возраста. Хотя в наших образовательных программах, думаю, смогут участвовать и дети старших групп детских садов. Почему нет?
- Насколько доступными будут выставки с финансовой точки зрения?
- Они будут по карману каждому человеку, который захочет увидеть живой учебник истории, как называют парк специалисты. Для льготных категорий населения - пенсионеров, школьников и студентов, многодетных семей - вход будет бесплатным. Это ведь не коммерческий проект. Это проект, который должен привлечь внимание и стать популярным. Поэтому тюменцев и гостей города приглашаем в мультимедийный парк «Россия - моя история». Думаю, они смогут гордиться, что Тюменская область в музейном деле, как и во многих других направлениях, является пионером.
Опубликовано: газета, №196.
Читать больше:
Безопасность ВФМС-2017 обеспечивают 7000 сотрудников спецслужб
Тюменский "айтишник" стал чемпионом в Эмиратах
Тимур ХАКИМОВ