Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, популярность печатных изданий среди российской аудитории значительно снижается. Так, всего за три года объемы потребления печатной периодики упали на 20%. В то же время 79% опрошенных указали, что они не готовы полностью отказаться от печатной продукции.
Между тем, снижение читательского спроса прямо отражается на финансовой составляющей редакций. Из-за уменьшения популярности снижаются и доходы от рекламы, из-за чего многие СМИ вынуждены отказываться от печатного издания и полностью уходить на свои интернет-площадки.
Подобная тенденция наблюдается и в зарубежных СМИ. Первой газетой (еще в 2011 году), которое полностью ушло в интернет, приостановив печатное издание, стало такое авторитетное издание, как The Guardian. Недавно одно из крупных изданий США The Wall Street Journal объявило о закрытии печатной версии на территории европейских стран. Отказывается от "печатки" и Playboy, вскоре аудитории журнала придется "листать страницы" на смартфонах и компьютерах. Консервативно настроенным газетам и журналам остается сокращать свой тираж.
Между тем, по словам Александра Новопашина, советника губернатора Тюменской области по специальным проектам в сфере СМИ и информации, падение тиражей печатных СМИ не всегда компенсируется завоеванием аудитории в Интернете.
В России одним из первых изданий, заявивших о закрытии печатной версии стал The New Times. Из-за ограниченного финансирование журнал теперь выходит только в электронной версии. При этом практически все издания сегодня имеют свои сайты, где и публикуют материалы полностью или в ограниченном режиме (в платной версии). Активно для продвижения своего контента они пользуются и различными мессенджерами.
По данным на декабрь прошлого года на юге Тюменской области зарегистрировано 181 СМИ. Из них печатных изданий едва ли наберется треть, при этом большая часть – газеты и журналы различных ведомств и учреждений.
"Тенденции, которые проявляются в отечественной журналистике, характерны и для тюменских средств массовой информации. Изменения происходят за счет трансформации вкусов и запросов аудитории, а также в зависимости от увеличения каналов информации", – прокомментировал ситуацию с печатной периодикой региона порталу Tumix.ru Александр Новопашин.
Одним из верных шагов по улучшению положения издания, по его мнению, может быть изменение его периодичности.
Интересно, что в условиях оптимизации расходов, переход на еженедельники дает тюменской печати возможность выжить. Примером может послужить "Тюменская правда", которая перешла в формат еженедельника", – указал советник губернатора Тюменской области.
Уверенно заявлять о скорой гибели печатных СМИ не стоит, считает собеседник Tumix.ru: "В нашем регионе у периодики есть своя преданная аудитория. По-прежнему газеты и журналы читают люди среднего и старшего возраста, а также те, кто проживает в районах и поселениях, где "печатные СМИ продолжают оставаться основным источником информации о событиях, происходящих в районе".
Александр Новопашин дает утешительные прогнозы тюменской периодике: "В дальнейшем печатные СМИ ожидает еще небольшой спад, который после остановится, ситуация стабилизируется, и в этой нише они будут продолжать развиваться".