Идея объединения участников потребительского рынка звучала сегодня во многих выступлениях в рамках первой областной конференции «Итоги развития потребительского рынка Тюмени и Тюменской области в 2011 году. Прогнозы и ключевые тенденции на 2012 год».
Заседание открыл глава администрации Александр Моор:
- Добрый день, уважаемые участники конференции! Потребительский рынок – важная сфера экономики нашего города, предоставляющая более 70 тысяч рабочих мест, и с каждым годом число занятых в отрасли увеличивается. Тенденция развития потребительского рынка в 2011 году в целом положительная, особенно если сравнивать с 2009 и 2010 годами. Прогнозы на 2012 год также перспективные. На сегодняшний день уровень развития потребительского рынка – торговли, общественного питания и гостиничных услуг в Тюмени достаточно высокий. Интерес к городу со стороны инвесторов растет благодаря созданию благоприятного инвестиционного климата, что невозможно без хорошо развитой системы потребительского рынка.
Первый заместитель председателя комиссии по вопросам семьи, женщин и детей, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Екатерина Юрьевна Семенова отметила, что конференция – очень хороший старт для создания еще одной диалоговой площадки по обмену мнениями, опытом:
- Тюменская область – одна из ведущих во всех инновационных проектах: здесь было инициировано открытие новых предпринимательских ниш, что позволило создать рабочие места и продолжать развитие бизнеса.
О состоянии потребительского рынка в Тюменском регионе рассказал заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь. Он отметил положительные темпы роста во всех сферах потребительского рынка в 2011 году. Особенно динамично развивалась сфера общественного питания, рост которого в общей статистике составляет более 10% - 13,5 миллиарда рублей, то есть каждый житель в среднем потратил более 10 тысяч рублей в кафе, ресторанах и других объектах питания. В Тюменской области в 2011 году открылось свыше 40 новых предприятий этой сферы на более чем 2600 посадочных мест, значительную часть из которых представляют экономически доступные кафе и бары. Что касается сферы розничной торговли, ситуация на протяжении прошедшего года оставалась стабильной. Если в 2010 году рост объема розничной торговли был возможен за счет продовольственных товаров, то в 2011-м – за счет непродовольственных. Например, на 72,5% увеличились объемы продаж легковых автомобилей. На одного жителя области было продано товаров этой группы на 153 400 тысяч рублей.
Сергей Анатольевич уделил внимание успешно реализуемому с ноября 2009 года проекту «Покупаем тюменское!», который способствует продвижению на рынок продукции местных товаропроизводителей в рамках здоровой конкуренции. Проект «шагнул» не только на тюменские рынки и магазины, но и нашел свою аудиторию в Интернете: сайт «Покупаем тюменское!» знакомит с местными товаропроизводителями, консультирует предпринимателей и граждан в сфере потребительского рынка, здесь размещен реестр местных производителей, виртуальные витрины предприятий, информация о тематических мероприятиях и акциях. Среди основных задач 2012 года Сергей Дегтярь назвал развитие придорожного сервиса в части содействия в выделении участков под строительство таких объектов, подведении к участкам необходимых коммуникаций, в предоставлении финансовой поддержки и разработке единого бренда; проведение кадровой политики в сфере потребительского рынка в части определения потребности в кадрах, разработке образовательных программ, организации стажировки; обеспечение населения площадью торговых объектов; развитие франчайзинга.
О развитии потребительского рынка Тюмени рассказал директор департамента потребительского рынка администрации города Анатолий Канов. В городе зарегистрировано 67 торговых и торгово-развлекательных центров, оказывающих услуги торговли, общественного питания, организации досуга. Общая их площадь составляет 506 тыс. кв. м, торговая – 334 тыс. кв. м, или 47% общегородской торговой площади. В настоящее время почти 70% объектов продовольственной торговли и 60% непродовольственной объединены в сети.
В 2011 году в Тюмени, как и в регионе в целом, наблюдался рост показателей товарооборота и услуг общественного питания. Оборот производства пищевых продуктов, включая напитки, составил 113,9% к предшествующему периоду. Рост в реализации непродовольственных товаров указывает на повышение платежеспособного спроса населения. Действительно, среднемесячная заработная плата на одного работника в городских организациях выросла в сравнении с предыдущим годом на 11,7%, составив 31,7 тысячи рублей.
Несмотря на снижение доли внемагазинной торговли до 12%, рынки, ярмарки способствуют пополнению товарных ресурсов города за счет частного подворья. Кроме того, данная форма торговли все большую популярность приобретает у мелкого товаропроизводителя. Более четверти мест по реализации продовольственных товаров на рынках предоставляется товаропроизводителям, в том числе собственникам крестьянских, фермерских хозяйств, приусадебных и садоводческих участков.
Согласно Федеральному Закону от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» с 1 января 2013 года торговые места на розничных рынках должны располагаться исключительно в капитальных строениях. Совместно с управляющими рынками компаниями, органами власти субъекта Федерации и города Тюмени разработан план мероприятий по развитию рынков города на 2012 год, предусматривающий их приведение в соответствие требованиям и максимальное сохранение рабочих мест предпринимателей.
В январе была установлена новая норма, отвечающая и за соотношение площади кафе или ресторана и количества посадочных мест: распоряжением правительства Тюменской области от 16.01.2012 № 22 минимальный норматив торговой площади установлен в размере 788 кв. м на 1000 человек.
Горожане и гости Тюмени в целом удовлетворительно оценивают условия по обеспечению их услугами торговли, общественного питания.
Опытом сетевого ритейла и ресторанного бизнеса в Тюменской области делились представители данной сферы. Тему открыла генеральный директор ОАО «Тюменский ЦУМ» Наталья Осинцева, которая возглавляет комитет по потребительскому рынку Торгово-промышленной палаты Тюменской области:
- Имидж любого города зависит от развития торгово-экономических отношений в том числе.
В 2012 году, по мнению Натальи Иосифовны, будут важны скорость, мобильность и информированность:
- Покупателя надо удивлять, при этом максимально информируя, в том числе через Интернет, создавая сайты. Необходимо рассмотреть и возможность электронной торговли.
Директор ресторанного холдинга «Максим» Галина Кайданович основными принципами работы своего предприятия в 2011 году назвала качество кухни и сервиса, открытие новых проектов, укрепление системы экономического учета. Примером объединения предприятий одной сферы она назвала некоммерческое партнерство «Ассоциация гостеприимства Тюменской области», когда представители одной ниши рынка в условиях периодических встреч и общения обсуждают насущные для отрасли вопросы.
Идею объединения интересов в сфере потребительского рынка поддержали председатель Совета предпринимателей города Ялуторовска Евгений Алексиенко и генеральный директор ООО УК «Мост» Игорь Романов. А Екатерина Семенова посоветовала подумать о создании саморегулируемой организации участников потребительского рынка.
После общего обсуждения развития потребительского рынка региона участники конференции разошлись по секциям и «круглым столам» для более детального разговора по интересующим темам.
Итогом конференции стало решение, в котором содержится обращение к органам исполнительной власти субъекта и города в части совместного формирования или доработки существующих программ развития отраслей потребительского рынка, а также к профессиональному сообществу.
Информация Пресс-службы администрации города Тюмени
Полилог о потребительском рынке Тюмени и Тюменской области
Источник: ТПП
19.12.2012 03:05