«Раскусить» Островского и покорить жюри!

В  театральной жизни села Казанское много лет  было затишье. Нарушили его  молодые режиссёры Ольга Чернобай и  Марина Гудина, которые пришли работать в  районный Дом  культуры. И  началось: репетиции, премьеры, признание и  любовь зрителей, участие в  фестивалях. Победы!

«Играем в Островского». Фрагмент репетиции.

Фото Сергея Киселёва

Доигрались до  Гран-при

Коллектив «Наш  театр» получил Гран-при  III Всероссийского конкурса чтецов и  театрального искусства «Театральная весна-2018». Он  проходил в  конце марта — начале апреля в  Тюмени. На  суд  жюри казанцы представили спектакль «Играем в  Островского» (по  пьесе «Без  вины виноватые»). Марине Гудиной вручили диплом за  «Лучшую режиссёрскую работу».

Студия «Диалог» (руководитель Ольга Чернобай) тоже привезла награды. С  ХХIV областного открытого фестиваля народного творчества имени Саввы Ивановича Мамонтова, который традиционно проводится весной на  родине купца-мецената — в  Ялуторовске. Коллектив стал лауреатом I степени и  победителем в  номинации «Лучший актёрский ансамбль».

— Мы играли сказку «Все  мыши любят сыр». На  фестивале показали её в  первый раз. В  Казанском премьера состоялась 18  апреля, — рассказывает Ольга Чернобай . — Студия существует всего пять лет. На  Мамонтовском фестивале два  года подряд становимся лауреатами I степени. В  2017-м диплом получили также «За  лучшее оформление спектакля». В  спектакле по  пьесе Дюлы Урбана задействованы и  взрослые, и  дети.

— Что  для  вас  значат эти  награды? — интересуюсь.

— Для  любого творческого человека важно, чтобы его  труд оценили. Это  и  есть оценка. А  ещё… повод гордиться своими ребятами. В  студии трое юных артистов, которые со  мной с  самого начала. Даша Гек  с  детского сада занимается. Не на  шутку увлеклась театром, — улыбается Ольга Сергеевна. — Сейчас она  уже  в  пятом классе. Вижу, как  ребята растут. Растут актёрски. Рада за  них. Вдохновились победой — готовы хоть в  Москву ехать на  какой-нибудь театральный фестиваль, покорять столицу.

Нужен поезд? Будет!

У  каждого режиссёра — свои театральные коллективы. Появившаяся в  2013  году детская студия Ольги Чернобай «Диалог» уже  представила более десяти спектаклей. Взрослый «Эксперимент» (год  рождения — 2015-й) сыграл четыре: «Эшелон», «Ханума», «За  двумя зайцами», «Не покидай меня, любимый».

— Первая моя  взрослая постановка здесь — «Эшелон» по  мотивам повести Михаила Рощина, — вспоминает собеседница. — Переживала, как  впишутся в  это  пространство декорации. Отлично вписались! Когда подошла к  нашему художнику, сказала: «Нужен поезд на  сцене». «Нужен — будет!» — заверил. И  ведь появился на  сцене огромный вагон. Там  были двухъярусные кровати. В  этом спектакле и  сама выходила на  сцену. Сидела с  книжкой, читала. Точнее, просто страховала артистов: в  книге был  текст произведения. Чтобы можно было подсказать реплику, если вдруг кто  забудет.

— Поставить «Эшелон» давно хотела, — продолжает. — В  своё время, ещё в  студенческом театре, играла в  этом спектакле. Нравится повесть Рощина. Конечно, в  той  версии всё было по-другому. Да  и  не получатся, даже у  одного режиссёра, две  абсолютно одинаковые постановки.

— Как  зрители приняли вашу первую работу? — допытываюсь.

— Очень тепло. Три  раза играли «Эшелон» — три  раза собирался полный зал. Многие зрители расчувствовались до  слёз.

Попутным ветром

Каждый год  «Эксперимент» радует казанцев премьерой. И  всякий раз  это  становится событием в  культурной жизни села. Театр здесь ценят. Приходят именно посмотреть спектакль, насладиться игрой актёров. Играют они  немного наивно, но  искренне, от  души. Главное — своим же селянам нравится. И  плачут, смеются, и  реплики бросают, впечатлениями делятся, обсуждают увиденное по  пути домой. Столь трепетное отношение дорогого стоит.

— Часто бываете в  театре профессиональном как  обычный зритель? — продолжаем разговор с  Ольгой Чернобай.

— Когда выпадает такая возможность, не упускаю. Хожу в  театр с  удовольствием. А  вот  смотреть работы других режиссёров именно как  нормальный человек не могу, — признаётся. — Пока учишься, бываешь на  разных спектаклях. Тебе нельзя просто наслаждаться действом. После — обязательно обсуждение, выискивание проблем, интересных режиссёрских находок… И  теперь прихожу на  спектакль — мозг начинает работать: как  бы я поставила эту  пьесу?

К  слову, училась Ольга Чернобай в  Хабаровском институте культуры.

— Туда мне  была и  дорога. Почему? Вам  честно ответить или  приукрасить? — смеётся. — Дело в  том, что  я с  детства до  десяти лет  занималась в  танцевальной студии. А  после — в  кукольной. Играла в  кукольных спектаклях. Гастроли, фестивали… — вся  в  творчестве. Едва успевала в  школе учиться с  таким-то  графиком. Очень хотела пойти в  школу милиции, но  мама возразила: «Какой из  тебя милиционер?» Думала пойти в  актёры, снова мама против: «Иди  лучше в  режиссёры, будешь свадьбы, юбилеи проводить… Должен же кто-то  в  нашей семье веселить народ». Не хватало веселья нашей серьёзной семье: тётя, мама, бабушка — врачи. Дед, отец — железнодорожники.

— Успели хоть одну свадьбу провести?

— Да, — отвечает с  ходу. — Маме. На  45-летие брака.

— Как  же вас  из  Хабаровска в  Казанский район занесло?

— Слышали про  такой ураган — Катрина? — отшучивается. — Вот  меня примерно так  и  занесло, попутным ветром. Муж  (тогда будущий) в  Хабаровск приезжал на  курсы повышения квалификации. И  квалификацию повысил, и  меня встретил. Конечно, ехать в  село было страшно. Очень! А  что  делать, если любовь случилась. Здесь я уже  девять лет. Прижилась, освоилась. Когда приехала, пришла с  дипломом к  заместителю главы. Сразу взяли на  работу. Теперь покоя здесь нет  никому! Привлекаю народ к  творчеству. Профессия такая. По  специальности я режиссёр театрализованных представлений и  массовых праздников.

— В  Казанском появлению театра были рады, — добавляет. — В  районном Доме культуры последняя театральная студия работала в  1985  году. С  того времени много лет  спектакли на  этой сцене не ставили.

Из  любви к  искусству

Записаться в  одну из  театральных студий может любой желающий. И  для  детворы, и  для  взрослых роли найдутся. Для  юных артистов польза от  таких занятий — несомненная. Где  ещё ребёнок научится хорошо и  свободно говорить, как  не на  сцене? Плюс навыки общения, работы в  команде, яркие впечатления. А  взрослые… Что, как  не любовь к  искусству и  творчеству, ведёт на  театральные подмостки учителей, врачей, водителей, представителей других профессий? Где  они  могут собираться вместе? Конечно, в  театре. Пока живёт в  душе это  чувство — они  будут выходить на  сцену. Им не нужно подражать профессионалам. У  любительских театров — свой путь. Именно в  самобытности их притягательность.

— Можно ли сказать, что  для  взрослых театр — исключительно хобби? — поинтересовалась у  режиссёра, пока артисты готовились к  выходу на  сцену. В  тот  день они  сыграли несколько сцен из  спектакля «Все  мыши любят сыр».

— Сейчас у  них  и  спросим. Дмитрий Васильевич, для  тебя это  хобби? Любишь сюда ходить? — переадресовывает мой  вопрос Ольга Сергеевна.

— Могу поспорить, — неожиданно выдаёт Дмитрий Хорьяков . Он  учитель математики, информатики Казанской средней общеобразовательной школы. В  сказке ему  досталась роль Альбина, отца семейства белых мышей. Кстати, в  его  исполнении весьма симпатичный персонаж.

— С  ним  знакомы лет  восемь, — сообщает Ольга Чернобай. — Всегда скрывал свои таланты. Но  не смог этого делать и  дальше. Заманила его  сюда. Дмитрий Васильевич — как  в  том  кино, комсомолец, спортсмен и  просто красавец. Участвует не только в  моих постановках. В  этом году книжку волонтёра получил. Неравнодушный, увлечённый человек. Для  нас  — ценный кадр.

— Ольга Сергеевна, вы-то  задействованы в  спектаклях как  актриса?

— Сейчас у  «Нашего театра» начнётся репетиция. В  постановке по  Островскому играю.

Эксперимент с  классикой

Нам  повезло. Попали на  генеральную репетицию комедии «Играем в  Островского». Коллектив готовился к  гастролям. Спектакль, получивший Гран-при  на  «Театральной весне», 13  апреля показывали в  Голышманово. Артисты из  Казанского района снова сдавали своеобразный творческий экзамен. Играли для  незнакомого зрителя. Волновались все. Зря! Спектакль приняли хорошо. На  страничке Голышмановского РДК  «Юность» сразу после просмотра появилась запись: «Классический сюжет в  современной постановке заставил зрителей и  плакать, и  смеяться. Огромное спасибо гостям за  доставленные минуты радости».

Классика в  умелых руках режиссёра — всегда беспроигрышный вариант. Произведение, проверенное веками, не может не увлечь вдумчивого зрителя. Первая постановка пьесы «Без  вины виноватые» появилась ещё в  1884  году. С  тех  пор  произведение часто привлекало внимание режиссёров, причем не только театральных. По  пьесе снимали фильмы и  сериалы, делали телепостановки. Почему ею заинтересовалась режиссёр Казанского РДК  Марина Гудина?

— Мы решились на  эксперимент с  классикой. На  ней  учатся не только в  учебных заведениях. Для  любительского театра это  тоже ценный опыт, — настаивает. — Постарались по-новому посмотреть на  пьесу известного драматурга, пробудить интерес к  давно забытому. Первый раз  спектакль сыграли в  прошлом году. Перед фестивалем восстановили. Были опасения: вспомнят ли текст? Работать с  ним  — непросто: мы сейчас не говорим на  том  языке. Справились. Спустя год  ушли лишние эмоции, переживания. Когда сыграли спектакль непосредственно на  фестивале, своим выступлением были довольны. Поблагодарила актёров и  сказала: «Какие бы ни  были результаты, сами знаете, что  сыграли хорошо. Почти великолепно!»

С  этим согласились и  судьи «Театральной весны — 2018». Оценивали выступления участников заслуженный артист России, актёр театра и  кино, режиссёр, продюсер Леонид Лютвинский (Москва), актёр, режиссер, композитор Роман Зорин, заслуженная артистка России, актриса Тюменского драматического театра Татьяна Пестова.

— Это  второй спектакль «Нашего театра». Первый — «Женское счастье» (премьера 2016  года) — показывали на  XXXII областном открытом фестивале народного творчества имени Саввы Мамонтова. Получили диплом лауреата I степени. Это  и  подтолкнуло к  участию во  всероссийском конкурсе, — вспоминает Марина Николаевна и  добавляет: — Фестивали — хороший стимул к  дальнейшему творчеству. Ещё — возможность посмотреть другие коллективы, показать себя. Победа даёт такое воодушевление, непередаваемые эмоции — то, что  подпитывает артистов.

Вперёд, в  XIX век

Марина Гудина — выпускница Омского государственного университета имени Достоевского. Жизненные пути привели её в  Казанский район. В  2015  году Марина Николаевна приехала в  эти  края, тогда же появился взрослый театральный коллектив. Есть ещё и  детский.

— Сложно было собрать «Наш  театр»? — любопытствую.

— Собрать — нет. Сложно удержать. Люди идут с  желанием, им интересно. Но  не все  понимают, что  их ждёт. На  репетициях помимо творчества много муштры. Нужно уметь правильно сесть, встать, пройтись по  сцене или  передвинуть стул… Тот, кто  смог выдержать этот этап, готов к  творчеству. Кто  не смог, бросает. Случается, актёрам ищем замену. Жизненные обстоятельства… Со  спектаклем «Играем в  Островского» были проблемы. Актриса, исполнявшая главную роль, переехала в  Тюмень. Пришлось мне  выходить на  сцену, заменить её перед фестивалем самой: времени подготовить кого-то  другого не было, роль серьёзная, много текста. Хотя я против того, чтобы играть в  своих спектаклях.

— Как  приняли зрители эту  постановку год  назад?

— Очень хорошо. Мы переживали из-за  выбора пьесы. Пойдут ли зрители на  Островского? Возможно, им хотелось бы чего-то  новенького, а  тут  — «Без  вины виноватые». Этот драматург — загадка, несмотря на  кажущуюся простоту его  произведений. Нам  интересно было «раскусить» Островского. Думаю, нам  удалось. Зрители не остались равнодушными. Плакали, смеялись вместе с  героями. Значит, достучались…

Мелодрама «Без  вины виноватые» рассказывает историю, случившуюся давным-давно, но  чувства, которые переживают её герои, по-прежнему волнуют. Вылепленные Островским характеры подлинные, живые, ничуть не устаревшие и  для  нас. Спектакль погружает во  времена автора: костюмы а-ля XIX век, антураж, манеры… Это  историческая постановка, интересная своей аутентичностью. Главная героиня — известная провинциальная актриса Елена Отрадина — Кручинина спустя много лет  возвращается в  свой родной городок, её захлёстывают воспоминания, самым страшным из  которых стала смерть сына. А  в  провинции ничего не изменилось: сплетни и  толки, и  только она  — другая…

Уйти от  повседневности

Тропинка в  любительский театр у  каждого актёра своя. Наш  коллега — обозреватель районной газеты «Наша жизнь» Артём Тагильцев с  творческим коллективом «Наш  театр» познакомился в  2016  году. Когда готовил материал о  постановке Марины Гудиной «Женское счастье». Режиссёр в  разговоре обмолвилась, что  коллективу требуются актёры.

— А  я подумал: почему бы не попробовать самому? — вспоминает. — Выйти на  сцену — значит, открыть для  себя что-то  новое, уйти от  быта и  однообразных будней. Осенью начались репетиции спектакля по  Островскому.

Артёму досталась непростая роль — богатого барина Нила Стратоновича Дудукина.

— Работа над  спектаклем заставила по-другому посмотреть на  известного драматурга, — признаётся. — Заново открыл для  себя Александра Островского. Интересно было ненадолго стать другим человеком — олигархом, выражаясь современным языком. Сложно ли было вжиться в  роль? Нет… Главное — слушать режиссёра, следовать её советам. Она  видит всю  картинку со  стороны. Актёрам важно помочь воплотить задумку. Думаю, получилось. Теперь театр для  меня больше, чем  просто увлечение. С  одной стороны, здесь устаёшь. Репетиции проходят по  вечерам, после работы. С  другой — напитываешься энергией. Где  ещё испытаешь такие эмоции? Только на  сцене! Здесь происходит какое-то  волшебство…

Татьяна Кауц в  обычной жизни — учитель младших классов. Когда узнала её профессию, нисколько не удивило желание играть в  театре. Настоящий учитель — тоже актёр!

— Я увидела объявление в  районной газете о  том, что  идёт набор в  театральную студию. Пришла в  Дом  культуры… Признаться, грезила о  театре давно, — улыбается Татьяна Анатольевна. — Мечты осуществились три  года назад. Играю артистку Нину Павловну Коринкину. Моя  героиня — склочница, интриганка. Думает только о  себе, больше её никто не интересует. Я такая в  этом спектакле.

— А  в  обычной жизни есть в  вас  что-то  от  Коринкиной?

— Знаете, меня ведь уже  об  этом спрашивали, — озадачивает ответом. — Когда мы были на  фестивале, после спектакля подошли мужчины, поинтересовались: «Можно вопрос задать? Долго сидели, обсуждали: вы на  самом деле такая стерва?.. « Все  стали заступаться: «Нет, нет, она  совсем другая!» Говорят, неплохо сыграла.

— Задержитесь в  театре?

— Да! Пока не выгонят, никуда не уйду, — смеётся. — Не знаю, как  другие, но  я так  для  себя решила. Родные к  моему увлечению относятся положительно. Одобряют. Да  я никого и  не спрашиваю: надо, значит, надо. Приходят посмотреть, как  играем, радуются за  нас. Для  меня это  второй спектакль. Первый — «Женское счастье». Там  тоже участвовала. Что  заставляет выходить на  сцену? — задумывается. — Даже не знаю… Хочется попробовать себя в  одной роли и  другой. Посмотреть на  себя со  всех ракурсов. Я получаю адреналин, удовольствие от  сцены, от  этой атмосферы. От  того, что  смогла, что  получилось!

— Я играю старуху — Галчиху, — включается в  разговор Ольга Лисицина . — В  театр пришла, можно сказать, случайно. Была в  парикмахерской, разговорилась со  знакомой — она  и  предложила попробовать. Я библиотекарь по  профессии. Сейчас на  пенсии. Свободного времени стало много. Готова всё его  отдавать театру. Очень хочу играть. Когда выходишь на  пенсию, нужно быть среди людей, общаться, чтобы не хандрить. Для  меня очень важно чувствовать себя нужной!

…Будут ли ещё в  Казанском РДК  «Играть в  Островского», Марина Гудина пока не знает. Возможно, осенью, на  открытие творческого сезона. А  сейчас уже  приступили к  работе над  новым материалом. Впереди — читки, раскладывание по  ролям, репетиции. Какую пьесу выбрали? Режиссёр категорически отказывается раскрывать тайну. Время ещё не пришло.

Любовь Киселёва

 
По теме
V Всероссийский фестиваль-конкурс актёрской песни «Почти Belcanto» начнёт свою работу уже сегодня.
Билеты на спектакль Абатского народного театра разлетелись всего за несколько часов.
Дружба между народами — это одно из главных достояний государства. Крым является местом соседства различных национальностей, исторически сложившихся в этом регионе.
• Фельдшер из посёлка Центрального Людмила Штирц очень рада работать в новом ФАПе и благодарна всем, кто трудился ради его открытия.    - TyuMedia.Ru    До этого подразделение лечебно-профилактического учреждения располагалось в старом доме без централизованного водоснабжения.
TyuMedia.Ru
www.tyumsmu.ru - ИА Тюменская линия www.tyumsmu.ru Микроэлементом интеллекта врачи называют йод. Школьникам и детсадовцам рассказывают о нем на основании пособия по профилактике йодного дефицита, разработанного специалистами кафедры терапии с курсами эндокринологии,
ИА Тюменская линия
Московский тракт, 129/1 - Тюменский курьер Из 15 площадок, на которых проходил гастрономический фестиваль «Гуляй, Масленица!» в рамках фестиваля «Тюменская весна.
Тюменский курьер