Как сахалинский рыбачок стал артистом "Ангажемента"

Как сахалинский рыбачок стал артистом "Ангажемента"
Как сахалинский рыбачок стал артистом "Ангажемента"
Фото: t-l.ru
Закулисье: Интервью с Игорем Кудрявцевым. Фото ИА "Тюменская линия"

Тот самый морячок из "Носферату", уже десять лет твердо стоящий на сцене тюменского "Ангажемента", заслуженный артист России Игорь Кудрявцев всегда мечтал стать опытным актером и преподать уроки мастерства молодежи. В этом Игорь Кудрявцев признался корреспонденту агентства "Тюменская линия" в личной беседе. 

- Как вы пришли в актерство?

- Я родился на Сахалине, в рыбном краю. И поскольку я был рыбак, то плохо учился, много прогуливал: на море, на речке. Отец даже писал заявления, чтоб я с ним на рыбалку поехал.

В девятом классе я уже был шалтай-болтай – ничего не понимал. По гуманитарным наукам у меня все было хорошо, а вот геометрия, алгебра… На госэкзамене я все списал. А куда идти, где нет математики на вступительных экзаменах? Ага, театральный…

Конечно, во мне что-то сидело. У меня два отца – один родной, один не родной. Родной отец – Кудрявцев – у него актерские данные были, мать рассказывала. Может это меня и подтолкнуло в профессию. Поступил я легко.

Двойки – это второе. Все равно стремление к лицедейству значит было в детстве. Я дурачился, юморил. Попытался в кружке: понял, что не боюсь зрителя. Взял да поехал в Иркутск [в Иркутское театральное училище]. Туда приезжал режиссер из Озерска, смотрел актеров, какие ему нужны для театра. И пригласил.

"Ангажемент" - мой второй театр. Первый был в Озерске Челябинской области, там я отработал двадцать пять лет. А потом я переехал в Тюмень.

Бывают актеры, которые ездят по театрам и ищут своего режиссера. Я не искал. Я как попал в театр, думал, там же и останусь. Но жизнь складывается по-другому. Поэтому на старости лет, в сорок семь, уходить из театра, в котором отработал с первого дня – это тяжело было. Я вообще домосед, прикипаю к одному месту и меня очень трудно сдвинуть. А когда новый коллектив – войдешь ты в него или нет, примут или не примут - это такой жизненный опасный цикл.

Мы на год возвращались обратно в Озерск. Но я второй раз в реку не вошел, театр изменился. Я был в шоке: те люди, с которыми съел пуд соли, столько всего прошел, вдруг стали относиться по-другому. Актеры - психологи: кто долго работает в театре, чувствуют моментально, когда меняется отношение друга к тебе. И я решил, что так не смогу.

- А вам важен коллектив?

- Именно это. Я должен приходить и радоваться, спокойно смотреть в глаза партнеру. Мы в горе-то всегда рядом находимся. А в радости тем более. И если человек прекрасно сделал новую роль, этому надо радоваться, а не ходить и "ууууу" (изображает злорадство) по углам и курилкам. Если даже меня человек обидит, я всегда стараюсь с ним помириться. Потому что мне с ним выходить на сцену. И я не могу, меня всего выворачивает изнутри, если я знаю, что человек против меня говорит плохое, а в глаза улыбается. Но наша профессия такая, идешь на компромисс. Актер – это вообще компромиссная профессия. Как сказал Шакуров: "Что такое театр? Это самоуничтожение". Верно.

- Сложно было в "Ангажементе"?

- Нет. Приняли легко. Я даже помолодел здесь. Театр молодежный, много молодых актеров и я должен им соответствовать. Сразу попал в кучу сказок. Было несложно войти в коллектив. У меня не было особых амбиций.

Вообще, когда приходишь в театр, в любой другой, надо сначала познакомиться с техникой, быть с ней в хороших отношениях. Актеры – это потом. А вот на вахте поздороваться, с монтировщиком – за руку, с уборщицей. Их же первыми встречаешь. И если я пройду такой, Актер Актерыч, и не поздороваюсь – все!

- То есть театр начинается с вешалки?

- Ну да. Иначе скажут: "О, какой мальчик к нам пришел!".

- Какая роль больше всего запомнилась за все время работы? Есть любимая?

- Они все любимые как дети, потому что их рожаешь в муках. А если не получается, ты не спишь ночами, не находишь себе места. Есть роли, которые махом получаются. А как – не скажет вам никто.

Когда просят рассказать о моей актерской кухне, я говорю: "Моя кухня прямо и налево в доме". Про актерскую кухню рассказывать нельзя.

Почему я не люблю, когда в театре, заходишь в зал и открыт занавес. Ну да, к каким-то спектаклям я согласен надо: такая декорация, что их не закроешь. Но по большому счету занавес должен быть всегда закрыт.

Когда человек приходит на спектакль, первое, что он видит, это открывающийся занавес и декорацию. И он очень долго ее рассматривает, даже когда выходит актер. Это тайна. Она должна оставаться. Мы сейчас знаем про все: как актер играет в кино, как он работает над ролью.   Как сказал Михаил Чехов: "Надо ждать, но ждать не пассивно, когда оно придет к тебе".

Когда спектакль уже идет, ты каждый раз испытываешь дискомфорт, пытаешься найти что-то такое, чтобы стало в ней комфортно. Если этого не случается – это мука для актера. Каждый раз ты выходишь и преодолеваешь несовместимость с маской.

У меня все роли любимы. Что значит любимые? У меня нет такого, чтоб я захлебывался, что сыграл персонажа или человека… Может потому-то я уже постарел.

- Вы же не старый!

- Почему, мне 57 лет. Для тебя это не старость, для меня старость, я внутри чувствую старость, дряхление.

- Я не знаю ни одного старого человека, который бы сказал, что он старый.

- А я когда пришел в театр, я хотел быть стариком. Потому что старики, народные артисты, заслуженные, садились в курилку, закуривали, подшучивали над молодыми и друг друга разыгрывали. Я думал: "Вот же жизнь, ну когда же я стану таким старым!".

- В молодежном театре можете этим насладиться?

- А не понимают. Молодежь не понимает, что такое старики. Они пытаются отстраниться. Мы тоже думали, что никогда такими не станем. Поэтому еще случается, у старого актера начинает трястись рука на сцене, он забывает текст, а ты молодой весь такой…

Многие актеры, которые сейчас приходят в театр, не знают, что такое чувство партнера. Что твоему партнеру плохо, он что-то забыл, ты его закрой, пусть он уйдет за сцену. Или у него не получается, допустим, он поругался с женой. Надо как-то его успокоить – через юмор, через актерскую шутку, которая так многое иногда значит, и человек так сразу оттаивает, что мама не горюй. И сразу легко становится, и все начинает получаться, и репетиция идет легко. Всего лишь шуточка в десятку! Это большая тема – актерская шутка для партнера.

И вообще, партнера чувствовать надо, работать с ним, по глазам его видеть. И идет сцепка сразу, удовольствие начинаешь получать. Недавно прочел фразу, которая очень понравилась: "Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь". Поняла? Много знаешь – плохо спишь!

Заслуженный артист России Игорь Кудрявцев - десять лет на сцене "Ангажемента". Фото пресс-службы молодежного театра им. В.С. Загоруйко

- Это же вечно молодая профессия? На сцене вашего возраста не видно.

- Вот как я не смотрюсь в зеркало, мне кажется, мне лет сорок, тридцать пять. А мне пятьдесят семь. Потому что мы играем чужую жизнь и всегда разные. И такое ощущение, что за столько лет работы в мозгу у тебя вырабатывается, что ты вечно молодой. А тело – это уже другое. Тебе надо играть любые роли – прыгать, скакать, двигаться.

Сейчас у меня осталось немного ролей в "Ангажементе", штук пять-шесть. А по репертуарному листу (он есть у каждого актера) за всю свою жизнь у меня уже за сто пятьдесят ролей. У некоторых по двести. Потому что не всегда роли дают. Можно просидеть, как я, десять лет без ролей.

- Какая неблагодарная у вас профессия…

- Она трудная. Ее многие проклинают. Я проклинаю. Но она не отпускает. Я был дворником, почтальоном, рыбаком, металл разбирал в перестройку… Хотя можно было получить другую профессию. Но театр забирает тебя полностью – ты целыми сутками здесь. Я не знаю, как вырос мой ребенок. Мы ездили на гастроли. Ему год был, когда мы поехали на Украину на гастроли. Когда мы приехали, меня поразило: он увидел линолеум в квадратиках и стал его целовать – соскучился по дому. И если такой шпек понимал это, то взрослый тем более.

Чем старше становишься, тем сложнее играть. Знаешь почему? Ты получаешь роль – это как чистый лист. Хотя ты вроде это уже играл. Одних попов - десять штук, социальных героев – двадцать штук – это все ты играл. А надо сделать так, чтобы тебя не узнали, что в этой роли ты другой. Начинается повторение же: вот сыграл актер Бабу Ягу – потом ему снова ее дают… Или пьяниц, или королей, или принцессу одну за одной…

- А это уже другой пьяница или король, не тот, что был в прошлом спектакле?

- Правильно! Не каждый актер понимает, что это уже другой король или другой пьяница. Моя жена Ксения в "Бальзаминове" играет маму, в "Семь блюд из одной курицы" играет маму. Сейчас опять роль мамы получила в "Не все коту Масленица". Конечно, хочется пробовать разное. Но амплуа все равно существует.

- А у вас какое амплуа?

- По идее я комик. Меня очень много используют в комедийных ролях. На нижнегородском сайте фестиваля капустников "Веселая коза" есть такой коллектив "Квинтет". Три человека – я, Володя и Сережа – мы объездили всю страну, были свадебными генералами. Брали песню, добавляли юмор, актерски их пели. У нас куча наград. Я был игровым. А потом меня много использовали в комедийных ролях и думали, что драму я играть не могу. Нет, я все могу.

Сейчас хочется сыграть что-нибудь пронзительное, причем из старых – не из современных. Сейчас пытаются учить так, чтобы актеры умели все. А раньше было по амплуа. Педагоги нас учили, что школа переживания – это вера в предлагаемые обстоятельства.

Есть же две актерские школы – школа переживания и школа представления. Школа переживания – это ты каждый раз переживаешь заново, сколько ты играешь спектакль. А представления: ты один раз пережил, если у тебя техника прекрасная, ты можешь на этой технике, не затрачиваясь, делать гениально так же. Не все этим владеют.

- Вы до сих пор работаете так, каждый раз переживая?

- Да. По-другому не могу.

- Но это же тяжело?

- Так поэтому актеры и уходят быстро, сжигаются. Вот и моя звездочка закатывается. Я понимаю, что уже не могу то, что мог сделать хотя бы пять лет назад. И когда ты понимаешь, что это надо для роли, а ты просто физически этого не можешь, ты начинаешь хитрить и себя беречь. Чего нельзя делать.

Здоровье! Вторая молодость приходит к тому, кто первую сберег. А мы не берегли ее. Первая молодость, когда тебе 20-25 лет: мы работали больные, ночами не спали, куролесили, думали, что будем вечно молодыми. А оказалось, нет.

В моем понимании со сцены надо уходить вовремя. То есть ты можешь не уходить, но играть то, что тебе по возрасту положено. Стариков ведь тоже много разных: один живчик, другой ворчливый, третий добрый… А когда видишь, как человеку трудно танцевать, а он танцует, потому что не может без сцены, по-моему, если чувствуешь, тебе не интересно, все что мог, сказал, те роли, которые сыграны, ты уже не сделаешь, чтобы зритель смотрел открыв рот, тогда надо уходить. Или менять профессию. А какую профессию менять, если мы только вот этим и занимались.

Еще одно: перед тем, как идти в театр, надо иметь любую другую профессию, знать ее навыки.

-  У вас есть такая?

- Нет. Вместо того, чтобы получить профессию, я после школы пошел в актеры. Я хотел стать моряком, шофером. Но театр захватывает целиком, не дает тебе спуску. Актер работает 26 часов в сутки, а все думают: "Чего там "блаблабла", посмеялся, похохотал и ушел". Если это нормальный актер, способный, думающий, мудрый, тогда надо все время развиваться и учиться. Тогда тебе будет проще.

- А что было в "Тоболе"? Как вы попали в кино?

- Я играл там старого служивого Анисима. Приехала в театр кастинг-директор. Я не пошел на кастинг, а она все равно выцепила потом. Говорит: "Вы с вашей фактурой должны сняться". Я никогда не снимался и думал, мне это не нужно. Я не знал, как это и что это, - как девственник какой-то. Согласился и не жалею. Хотя кино – дело молодых.

Две разные профессии – актер театра и актер кино. Ты иначе работаешь: ты должен войти в кадр, знать, где он находится, и выйти из него – чего я сослепу и не знал, где камера стоит. И ты должен в эти пять-десять секунд сделать так, чтобы было не только не фальшиво, но и выполнить задачи режиссера, которые он тебе поставил. Там есть дубли. Не получилось – пересняли. И ты об этом забыл. А в театре, извините, каждый день с утра и до вечера постоянная работа тела. В кино играешь не театром переживания. Им это сейчас не надо, по-моему. Быстро снимают. Даже если ты не тянешь, тебя вырежут и смонтируют так, что ты будешь смотреться нормально. Но ты же не играешь там сердцем. Старые актеры играют! Они по-другому не могут. Все равно прессуют. У театрального актера вырабатывается другой тип игры, чуть-чуть плюсом. А в кино укрупнять акценты нельзя. Там как в жизни надо.

В театре тоже можно играть как в жизни. Но кому ты нужен, если ты будешь ходить по сцене и бурчать себе под нос. Или начнешь плакать, рыдать и не сможешь слова сказать – кому ты нужен? Иди вон в кино плачь. Это две разные профессии. Поэтому они отличаются так, даже финансово.

- У кого больше?

- У них, конечно. У нас оклад: двадцать тысяч своих получаешь и все, и будь доволен. А там за съемочный день. Если ты медийный актер, сколько запросишь, столько тебе и дадут.

Я встретил столько хороших, замечательных: другой мир общения в большом кино. И все помогают друг другу, и так смотришь и думаешь: "Нет плохих людей на Земле".

Что меня поразило, съемочная группа все делает для актера – с улыбкой, спокойно, никаких нервов. Огромное количество человек – триста человек в массовке. И как это все выдерживать?! Там все профессионалы. Смотрел, как они работают и получил огромнейших опыт. Больше сниматься не буду, но я много чего узнал, что можно к нам… Колоссальный опыт.

Ирина Ромашкина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и первыми узнавайте главные новости

 
По теме
Весь 160 театральный сезон объявлен юбилейным. Главная дата – 27 марта – Всемирный день театра, но ТБДТ приготовил в рамках юбилейного сезона ряд мероприятий.
Покушение на угон   Ишимский городской суд Тюменской области вынес приговор в отношении ранее судимого молодого человека, который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, действуя умышленно,
В рамка акции «Сообщи, где торгуют смертью» инспектор по делам несовершеннолетних заводоуковской полиции Светлана Печканова совместно с представителем общественного совета Ольгой Абрамушкиной в МАОУ СОШ № 2 организовали
Совместными усилиями не допустить пожаров! - МЧС В Главном управлении МЧС России по Тюменской области совместно с представителями Прокуратуры Тюменской области проведен совместный учебно-методический семинар по вопросам подготовки и организации работы в период прохожде
МЧС
Фото Сергея Мжельского - Tumentoday.Ru Своим опытом тюменцы поделились со специалистами из Москвы Фото Сергея Мжельского Опыт оказания медицинской и социальной помощи бездомным людям в Тюменской области был отмечен президентом России Владимиром Путиным.
Tumentoday.Ru
В Тюменской области с начала года выявлено почти 60 случаев туберкулеза - NG72.Ru Автор: НАША Газета Источник фото Департамент здравоохранения Тюменской области В течение месяца тюменцы могут пройти флюорографическое обследование в любой поликлинике С начала года в Тюменской области было выявлено о
NG72.Ru
Театральные загадки - Библиотечный центр 27 марта в Тумашовской сельской библиотеке была организована игра-викторина «Театральные загадки», посвященная Дню театра.
Библиотечный центр