В руках народа ханты — негаснущий огонь

Северные народы сотни лет  назад сумели из  скудного пищевого сырья создать здоровую кухню, которая помогала им выживать в  суровых условиях и  избегать многих заболеваний. Исследователи прошлого восторгались: пища однообразна, но  северян не берут ни  цинга, ни  авитаминоз! Впрочем, в  наше время эту  еду  уже  не назовёшь одноликой. Те же исследователи да  покорители севера и  помогли разнообразить её. Если коренные жители северных земель видели для  себя в  пище чужаков пользу, они  с  удовольствием включали её в  рацион, подстраивая под  свои вкусы.

Свежий воздух, горячая каша, строганина — идеальное хантыйское застолье.

Фото Павла Анущенко

На  святом месте

Достоинство злаков они  оценили сразу. И  теперь уже  невозможно представить хантыйские, мансийские, якутские праздники без  традиционной каши-саламат, родной также для  бурятов и  башкир. Рецептов её приготовления множество. Кашу готовят из  прожаренной муки (ржаной, ячневой или  пшеничной), круп (мелкой гречневой или  ячневой), на  воде или  с  добавлением молока и  сметаны, сдабривают кедровыми орешками, заправляют сливочным маслом или  животным жиром. Ханты варят саламат — с  мясом птицы.

Журналистов «ТИ» пригласили освоить процесс сотворения каши на  природе. Как  раз  выдался солнечный день, и  председатель совета общественной организации «Центр культуры и  творчества финно-угорских народов» Любовь Собянина договорилась о  содействии с  руководством Археологического музея-заповедника на  озере Андреевском.

— Там  очень хорошо! И  чум  есть, — обосновала она. — Это  святая земля для  ханты и  манси. Археологи выяснили, что  в  древние времена на  ней  жили наши предки.

Отправились туда в  компании солистов хантыйской вокальной группы «Хэс» (в  переводе — «Звезда»). Встречала нас  директор музея Наталья Хвостанцева. Она  немедленно поделилась радостью:

— Представители югорского землячества, осмотрев наш  чум, заверили, что  с  точки зрения предметного ряда он  лучше, чем  в  ханты-мансийском «Торум-Маа». И  я этим горжусь!

Гостеприимная «хозяйка угодий» готова хоть сейчас провести подробную экскурсию, рассказав обо  всех достоинствах заповедного уголка.

— Смотрите, — обводит она  рукой пространство, — у  музея появились новые экспонаты: качели, карусель, торговые палатки, доставшиеся нам  после съёмок фильма «Тобол». Ещё нам  передали костюмы и  оленьи шкуры…

Женщины тем  временем деловито распаковывают сумки и  пакеты, раскладывают на  столе продукты. Единственный в  коллективе мужчина — Иосиф Митрофанович Еприн (его  представили как  шамана, и  он  нам  лукаво подмигнул) проверяет остроту ножа.

— Я на  съёмках «Тобола» две  недели жил, — уведомляет. — Остяка изображал. То есть самого себя. Ой, что  только режиссёр не заставлял нас  делать! Мы и  ислам принимали, и  православие. В  трюме в  цепях сидели…

Еприн осматривается, ищет затенённое место для  своей поклажи — у  него с  собой замороженный муксун. Ну, действительно, каша кашей, а  какая хантыйская трапеза без  рыбы?!

— Мне  бы чешую быстро снять, — бормочет.

— Сначала следует разжечь огонь. Это  самое важное! — напоминает Собянина.

— Рыба имеет свойство таять, — со  вздохом замечает «шаман», но  идёт в  чум. Ловко стругает ножом поленья, и  в  очаге растёт горка кудрявой стружки.

— Огонь надо поддерживать постоянно, — наставляет Любовь Дмитриевна. — У  нас  хозяйка должна всё успевать: и  за  огнём следить, и  пищу готовить, и  спать. Хантыйская сказка предупреждает: если огонь потухнет, злая пурга займёт чум.

Едва Собянина скрывается за  пологом, Иосиф Митрофанович с  улыбкой просвещает нас:

— Костёр — это  женское дело. Тут  мужчины не должно быть…

Однако женщины заняты другим: им надо разделать домашнюю курицу, мелко нашинковать луковицу, промыть ячневую крупу. За  колодезной водой отправляют сотрудника музея, кандидата исторических наук и  члена Союза художников России Леонида Лара. По  национальности он  ненец, но  прекрасно знает культуру всех северных народов.

— В  музее-заповеднике 200  гектаров, — кратко сообщает он. — Мы здесь проводим Вороний день, День рыбака, День коренных народов Севера, обрядовый праздник «Нарождение луны». На  последней встрече в  марте у  нас  был  снежный стол!

— Лунный праздник — это  хантыйский Новый год, — дополняет Еприн. — Помню, мы тогда классно повеселились!

— На  деревянной лопате блюда подавали, — вставляет Светлана Молчанова.

Ей, повару по  профессии, и  предстоит варить кашу.

Ездовые осетры и  лакомая сметана

В  пятилитровом котелке, подвешенном в  чуме над  очагом, булькает вода, в  которой уже  полчаса варится рубленая курица. Светлана Васильевна засыпает в  бульон ячневую крупу (800  г), помешивает её и  уточняет для  нас:

— За  15  минут до  окончания варки добавим лук  и  сливочное масло. В  целом каша готовится 40-60  минут.

Мы узнаём, что  прежде ханты вместо масла использовали гусиный, утиный или  рыбий жир. И  саламат чаще варили из  дичи — уток, глухарей, куропаток. Но  жизнь не стоит на  месте, сегодня у  городских северян под  рукой другие продукты.

— Наш  отец был  рыбак и  охотник, заготовитель пушнины. В  местной газете «Путь к  коммунизму» его  фотографии помещали, — рассказывает Молчанова. — Дичь и  рыбу, добытые им, мы хранили в  ледниках. До  весны запасов хватало. Икру чёрную тазиками засаливали. Мама постоянно пироги из  муксуна и  нельмы стряпала. Помню, отец поймает осетра, несёт его  на  плече — хвост по  земле тащится! Однажды изловил сразу двух, привязал за  жабры к  дереву, а  сам  с  матерью и  старшими детьми уехал на  покос. Мы с  сестрой Клавой — погодки, к  берегу осетров подтащили, уселись на  них  и  давай кататься. Потом один осётр отвязался и  уплыл. Погонял нас  отец тогда…

Светлана Васильевна выросла в  Юртах Непкинских на  Малой Оби  в  Берёзовском районе. Вокруг стояли черёмуховые леса, где  она  девочкой собирала не только черёмуху, но  и  смородину — чёрную и  красную.

— Мама из  ягод шанежки стряпала, варенье варила. Мы в  детстве питались очень хорошо! — заверяет Молчанова.

— А  я в  детстве очень любила сметану! — признаётся Собянина, выросшая в  деревне Тугияны Берёзовского района. — Набегаюсь на  улице, сверну домой, возьму кусок хлеба — и  в  кладовку, где  стоит 10-литровое ведро со  сметаной. Наворачиваю прямо из  него. Втихомолку, конечно. Потому что, знаю, мама отругает. Она  требовала есть только сидя за  столом. А  мне  некогда было рассиживаться. Друзья на  берегу ждали!

— Я была полной девочкой, любила жирную пищу. Мне  даже прозвище дали — Черока, потому что  ходила, как  утка, переваливаясь с  ноги на  ногу, — вспоминает родная сестра Светланы Васильевны Клавдия Беляева, выучившаяся на  радиста-оленевода, но  всю  жизнь работавшая на  тюменском хлебозаводе. — Ранним утром я всегда шла  с  мамой на  дойку. Она  надаивала парного молока в  кружку, и  я тут  же его  выпивала, заедая хлебом. Ещё любила разбирать жирные головы муксунов, язей и  сырков. Всё из  них  высасывала!

Рентген-лаборант Маргарита Ниязова, единственная в  хантыйском ансамбле дочь татарского народа, тоже ощущает себя настоящей северянкой, в  том  числе и  в  пищевых предпочтениях. Ведь родилась она  в  селе Янги-Юган Приуральского района, под  Салехардом, куда в  1930-х годах сослали её деда.

— Там  моя  родина, моя  земля и  мой  воздух. Когда я в  обществе северян, я — дома, — говорит Маргарита Садыковна.

Она  с  шести лет  вместе с  братьями ставила петли на  куропаток. С  подругами мастерила кукол из  утиных клювов. И  на  всю  жизнь полюбила простые северные блюда: строганину из  рыбы и  оленьего мяса.

Есть памятное блюдо из  детства и  у  Иосифа Ерпина, уроженца ямальского посёлка Питляр, потомка рыбаков и  оленеводов. Он  вырос на  «варке» — смеси, которую готовили из  вытопленного рыбьего жира, кусочков вяленой рыбы и  варёной осетровой икры.

— Ценный продукт! — цокает языком Иосиф Митрофанович. — Мы его  ложками ели. Чаю  попил с  этой «варкой» — и  больше ничего не надо! Сейчас её уже  не делают. Осетра ловить нельзя…

Без  рыбы не прожить ни  дня!

В  котелке над  огнём, выдувая пузыри, доходит каша, а  мы подошли к  волнующей нас  всех (и  коренных северян, и  русских сибиряков) рыбной теме. В  компании не нашлось ни  одного человека, у  кого бы при  волшебном слове «муксун» не засосало под  ложечкой. Поэтому когда «шаман» произнёс магическое заклинание: «Пора делать строганину!», мы организованно рванули из  чума к  месту, где  в  прохладной тени дожидалась нас  благородная рыбина.

— Вчера вечерней лошадью прислали с  Севера, — с  улыбкой докладывает Ерпин, распелёнывая завёрнутого в  газеты обского красавца.

Первым делом он  отсекает рыбе хвост, срезает плавники и  делает вдоль хребта надрез. Затем снимает кожу вместе с  чешуёй. Отдаёт приказ: «Готовьсь!» — и  мы замираем, преданно глядя на  его  умелые руки, в  которых острый нож  виртуозно делает стружку уже  не из  полена, а  из  рыбы.

— Наши женщины этим не занимаются, — комментирует Иосиф Митрофанович. — Разделывать рыбу — мужское занятие.

— Везёт вашим женщинам, — завидую публично.

— Ага, везёт! — встрепенувшись, восклицает Светлана Васильевна. — Всё на  свете мы делаем!

Еприн усмехается:

— Когда я привёз жену на  Север, она, как  и  мы, северяне, начала уплетать строганину за  обе  щёки!

— Разве ваша жена — не ханты? — уточняю.

— Нет, она  на  Холодильной родилась. Русская гармошка! — посмеивается «шаман», который 20  лет  преподавал в  тюменской музыкальной школе №  1  саксофон.

Клавдия Васильевна сообщает:

— Мы с  дочкой порой купим свежую горбушу. И  она  обязательно предложит: «Давай, пока никого нет, поедим сырую».

— От  кого таится? — удивляюсь.

— Думаю, мужа стесняется… А  я не стеснялась своего, научила строганину есть! Мой  русский муж  раньше рыбу вообще не ел. В  гости на  Север приезжали, он  бежал в  магазин за  тушёнкой. Сестра переживала из-за  этого. Мы с  ней  настряпаем пирогов из  муксуна, наедимся от  души. А  он  консервы томатным соком запивает! Но  со  временем я всё-таки пристрастила его  к  рыбе.

— А  у  меня в  семье все  рыбу любят! — отмечает Светлана Васильевна, которая в  Тюмени тоже нашла себе русского мужа. — Я никогда без  рыбы за  стол не сажусь. Но  теперь мы в  основном скумбрию да  сёмгу покупаем. Речную брать боимся, говорят, много описторхозной. А  муксун дорогой, лишь по  праздникам можем себе позволить.

— И  я ни  дня  без  рыбы прожить не могу, — сознаётся Любовь Дмитриевна. — Не поем её, значит, не наемся. Мы тут  все  на  рыбе выросли…

— Жизнь народа ханты — это  круглогодичный цикл рыбной ловли, — объясняет Иосиф Митрофанович. — С  любой точки могу его  расписать. В  июле начинается вонзя — ход  благородной рыбы по  Оби. Сначала идёт нельма, за  ней  косяком муксун. Следом — осётр. К  середине августа и  вплоть до  заморозков ловим щёкура. А  как  река встанет, начинается подлёдный лов. Тут  уже  ловится всё! А  весной рыбы доброй нет. Но  зато есть щука — икряная. За  ней  появляется озёрный сырок и  пыжьян. Из  этой рыбы делается колодка. Невыпотрошенную, её складывают в  бочонок, пересыпают солью, а  сверху придавливают гнётом. Осенью откроешь — и  пальчики оближешь. Рыба жирная, всё на  месте!

Боги, прикоснитесь к  нашей пище!

На  столе рядом со  строганиной появляется отварной олений язык, тарелка с  растопленным нутряным оленьим жиром (в  него следует макать кусочки хлеба) и  пышущая жаром, только что  с  огня каша-саламат.

Лар  тем  временем подпалил в  специальном сосуде несколько сосновых веточек, и  Собянина предложила пройти обряд очищения дымом, чтобы избавиться от  плохих помыслов и  злых духов. Делаем три  круга по  солнцу и  возвращаемся к  накрытому столу, который тоже необходимо очистить огнём. Но  ветер, не считаясь с  хантыйскими верованиями, задувает спички. Любовь Дмитриевна вынуждена воспользоваться зажигалкой. Она  обводит огоньком по  периметру стола, а  Беляева читает молитву по-хантыйски (нам  переводят): «Боги, прикоснитесь к  пище, чтобы наши руки и  ноги были здоровы, и  голова была цела, и  глаза видели. Боги, отведайте нашей пищи вместе с  нами».

— Готовить стол надо с  добрыми помыслами, — толкует Собянина. — Плохое настроение хозяйки может перейти к  гостям вместе с  едой.

— Но  ведь по  щелчку пальцев настроение не поднимешь, — высказываю сомнение.

Собянина вскидывает брови:

— Ну, как? Утром проснулся, посмотрел на  солнышко — и  получил шикарное настроение! Вот  его  и  надо в  течение дня  передарить другим людям. Даже за  тучами можно разглядеть солнце. Мы же знаем, что  оно  на  небе…

— Верно! — подхватывает Молчанова. — Мы как-то  здесь отмечали праздник. Было хмуро. А  Любовь Дмитриевна сказала: «Солнышко, выгляни!», и  тучи разошлись.

Собянина прерывает разговоры:

— А  ну, давайте налетайте, пока каша не остыла!

Говорят, на  сытый желудок и  душа поёт. Вот  и  вокалисты ансамбля «Хэс» затянули песню «Куренька» о  прилежной хозяйке, у  которой в  руках всё спорится: и  шить-то  она  умеет, и  варить, и  плясать. Словом, умница, красавица, северянка!

Наталья Хвостанцева потом поведала:

— Я впервые саламат попробовала на  обрядовом лунном празднике «Тыльщ поры». Удивилась: обыкновенная ячневая крупа, как  она  может быть такой вкусной?! Думаю, это  за  счёт свежего воздуха и  ауры северян, умеющих создавать хорошее настроение!

  Как Любовь Собянина финно-угров объединила

После окончания десятилетки Любовь Собянина хотела поступить в  Ленинградский институт имени Герцена на  чертёжника, но  провалила один экзамен. В  Тюмени выучилась на  лаборанта и  десять лет  отработала в  химико-технологической лаборатории на  камвольно-суконном комбинате. Однажды попала на  библиотечное мероприятие, посвящённое юбилею мансийского писателя Ювана Шесталова. Была впечатлена. В  то  время она  уже  подумывала продолжить своё образование. Решила поступать в  ТюмГУ, но  через Ханты-Мансийск, где  коренным народам предлагали льготы. В  1996  году в  столице Югры проходил кинофестиваль финно-угорских народов, на  котором она  познакомилась с  венгерской писательницей Евой Шмидт и  педагогом Дианой Герасимовой, приехавшей из  Санкт-Петербурга набирать студентов в  институт имени Герцена. Эти  дамы и  подбили Собянину поступать в  питерский вуз. Отучившись, Любовь Дмитриевна получила диплом историка-культуролога. И  в  2000  году вместе с  единомышленниками (Валентином Молотковым, Галиной Проскуряковой, Леонидом Ивановым, Светланой Молчановой и  Лидией Егоровой) создала общественную организацию коренных малочисленных народов Севера «Кедр». Спустя какое-то  время к  Собяниной стали приходить удмурты, напомнив, что  они  близкий народам Севера народ. Потом состоялось приятное знакомство с  коми-зырянами, марийцами, мордвинами. В  2005-м в  Тюмени впервые прошли Дни  культуры финно-угорских народов. А  в  2007-м Любовь Собянина решила объединить финно-угров в  одну организацию. «Сейчас нас  много, — говорит Любовь Дмитриевна. — И  к  нам  приезжают перенимать опыт из  Удмуртии, Свердловской области, Республики Марий Эл, Югры и  с  Ямала».

Ирина Тарабаева

 
По теме
Ансамбль "Юность Сибири"/фото Дворец "Пионер" - ИА Тюменская линия Ансамбль "Юность Сибири"/фото Дворец "Пионер" Тюменский образцовый ансамбль народного танца "Юность Сибири" вернулся с победами с международного конкурса-фестиваля детско-юношеского творчества "Розы Обзора",
20.07.2018
фото "Тюмень-наш дом" во Вконтакте - ИА Тюменская линия фото "Тюмень-наш дом" во Вконтакте Последствия сильного ливня, который прошел 19 июля и в ночь на 20 июля устраняют коммунальные службы.
20.07.2018
 
В Тюмени реализуется крупномасштабный проект по реконструкции очистных сооружений канализации - Администрация г. Тюмень Крупномасштабный проект по реконструкции единственных в городе очистных сооружений канализации реализует компания «Тюмень Водоканал» («Росводоканал Тюмень»).
20.07.2018
фото фонда "Старшее поколение" - ИА Тюменская линия фото фонда "Старшее поколение" Ярмарки рабочих мест для граждан пенсионного и предпенсионного возраста откроются в 17 центрах занятости населения на территории Тюменской области в рамках ежегодной областной акции "Пус
20.07.2018
 
"Мы не Москва, мы отличаемся провинциальным подходом": как идёт подготовка к флешмобу "Танцуй, Тюмень!" и удастся ли набрать 10 тысяч человек для рекорда - Tumix.Ru 28 июля, в свой 432-й день рождения, Тюмень намерена установить рекорд: порядка 10 тысяч горожан одновременно станцуют на 7 площадках.
20.07.2018
 
Военные, дислоцирующиеся в Тюмени, участвуют в масштабных учениях войск - Newsprom.Ru Масштабные специальные учения войск материально-технического обеспечения с привлечением 2-й общевойсковой армии и отдельных соединений Центрального военного округа начались в регионах Поволжья, Урала и Сибири.
20.07.2018
Краски лета - Администрация г. Тюмень В субботу горожан приглашают потанцевать. Игровая развлекательная программа «Краски лета» начнется в 17 часов в ДНТ «Матмасское» (ул.
20.07.2018
 
Тюмень – жемчужина Сибири! - Администрация г. Тюмень В пятницу 20 июля, в библиотеках пройдут программы и творческие встречи, а «Ангажемент» закроет XХIV театральный сезон.
20.07.2018
Кстати, Яков Иванович и Полина Спиридоновна знакомы читателям «ТК». В прошлом году наши корреспонденты навещали их в Васькино вместе с сотрудниками «РН­Уватнефтегаза». - Тюменский курьер Полина и Яков Тайлаковы, которые несколько дней провели в тайге близ Протозановского месторождения, благополучно вернулись до мой, в поселение Васькино.
20.07.2018 Тюменский курьер
Бывшему главе МЧС Кузбасса продлили срок содержания под стражей до 25 сентября Екатерина РОМАНОВА Екатерина Бормотова В Центральном районном суде города Кемерова 19 июля прошло заседание,
19.07.2018 KP.Ru
Мальчик, выпавший в воскресенье из окна дома N 122 по улице Широтной, по-прежнему в реанимации.
19.07.2018 Тюменский курьер
Настройка шрифта: - Ялуторовский музейный комплекс   Наш мир, в котором мы живем сейчас, который нас окружает,  создан из прошлого и тесно с ним связан.
20.07.2018 Ялуторовский музейный комплекс
Тюменцы нацелились на рекорд - Тюменская область сегодня Танцевальный флэш-моб пройдет в День города. фото: pixabay.com Программа предстоящего Дня города насыщена множеством ярких событий.
20.07.2018 Тюменская область сегодня
432-й день рождения Тюмени будет во многом похож на прошлогодний. Организаторы праздника решили не отказываться от лучших традиций последних лет.
19.07.2018 Тюменские известия
Фигурист Денис Тен застал воров врасплох, а они исполосовали его ножом [видео] Платон СОЗОНТОВ Бронзовый призер зимних Олимпийских игр 2014 года, серебряный медалист чемпионата мира по фигурному катанию-2013,
19.07.2018 KP.Ru
Реконструкция очистных сооружений. - Тюменский курьер Очистные сооружения канализации в районе деревни Копытовой строили более сорока лет назад.
20.07.2018 Тюменский курьер
Ливень небывалой интенсивности, да еще и с градом обрушился вчера на Тюмень.
20.07.2018 ГТРК Регион-Тюмень
10 регионов страны по этой причине уже "сбежали" в другой часовой пояс [инфографика, опрос "КП"] Ярослав КОРОБАТОВ Эту борьбу света и тьмы мы ведем с 2014 года, когда в России было введено постоянное «зимнее время» .
20.07.2018 KP.Ru
18 июля 2018 года в рамках реализации проекта «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Управлением Россельхознадзора по Тюменской области,
19.07.2018 Россельхознадзор
В связи с плановыми работами на сетях электроснабжения 20 июля с 9.00 до 21.00 будут отключены светофорные объекты на пересечении ул.
19.07.2018 Администрация г. Тюмень