В руках народа ханты — негаснущий огонь

Северные народы сотни лет  назад сумели из  скудного пищевого сырья создать здоровую кухню, которая помогала им выживать в  суровых условиях и  избегать многих заболеваний. Исследователи прошлого восторгались: пища однообразна, но  северян не берут ни  цинга, ни  авитаминоз! Впрочем, в  наше время эту  еду  уже  не назовёшь одноликой. Те же исследователи да  покорители севера и  помогли разнообразить её. Если коренные жители северных земель видели для  себя в  пище чужаков пользу, они  с  удовольствием включали её в  рацион, подстраивая под  свои вкусы.

Свежий воздух, горячая каша, строганина — идеальное хантыйское застолье.

Фото Павла Анущенко

На  святом месте

Достоинство злаков они  оценили сразу. И  теперь уже  невозможно представить хантыйские, мансийские, якутские праздники без  традиционной каши-саламат, родной также для  бурятов и  башкир. Рецептов её приготовления множество. Кашу готовят из  прожаренной муки (ржаной, ячневой или  пшеничной), круп (мелкой гречневой или  ячневой), на  воде или  с  добавлением молока и  сметаны, сдабривают кедровыми орешками, заправляют сливочным маслом или  животным жиром. Ханты варят саламат — с  мясом птицы.

Журналистов «ТИ» пригласили освоить процесс сотворения каши на  природе. Как  раз  выдался солнечный день, и  председатель совета общественной организации «Центр культуры и  творчества финно-угорских народов» Любовь Собянина договорилась о  содействии с  руководством Археологического музея-заповедника на  озере Андреевском.

— Там  очень хорошо! И  чум  есть, — обосновала она. — Это  святая земля для  ханты и  манси. Археологи выяснили, что  в  древние времена на  ней  жили наши предки.

Отправились туда в  компании солистов хантыйской вокальной группы «Хэс» (в  переводе — «Звезда»). Встречала нас  директор музея Наталья Хвостанцева. Она  немедленно поделилась радостью:

— Представители югорского землячества, осмотрев наш  чум, заверили, что  с  точки зрения предметного ряда он  лучше, чем  в  ханты-мансийском «Торум-Маа». И  я этим горжусь!

Гостеприимная «хозяйка угодий» готова хоть сейчас провести подробную экскурсию, рассказав обо  всех достоинствах заповедного уголка.

— Смотрите, — обводит она  рукой пространство, — у  музея появились новые экспонаты: качели, карусель, торговые палатки, доставшиеся нам  после съёмок фильма «Тобол». Ещё нам  передали костюмы и  оленьи шкуры…

Женщины тем  временем деловито распаковывают сумки и  пакеты, раскладывают на  столе продукты. Единственный в  коллективе мужчина — Иосиф Митрофанович Еприн (его  представили как  шамана, и  он  нам  лукаво подмигнул) проверяет остроту ножа.

— Я на  съёмках «Тобола» две  недели жил, — уведомляет. — Остяка изображал. То есть самого себя. Ой, что  только режиссёр не заставлял нас  делать! Мы и  ислам принимали, и  православие. В  трюме в  цепях сидели…

Еприн осматривается, ищет затенённое место для  своей поклажи — у  него с  собой замороженный муксун. Ну, действительно, каша кашей, а  какая хантыйская трапеза без  рыбы?!

— Мне  бы чешую быстро снять, — бормочет.

— Сначала следует разжечь огонь. Это  самое важное! — напоминает Собянина.

— Рыба имеет свойство таять, — со  вздохом замечает «шаман», но  идёт в  чум. Ловко стругает ножом поленья, и  в  очаге растёт горка кудрявой стружки.

— Огонь надо поддерживать постоянно, — наставляет Любовь Дмитриевна. — У  нас  хозяйка должна всё успевать: и  за  огнём следить, и  пищу готовить, и  спать. Хантыйская сказка предупреждает: если огонь потухнет, злая пурга займёт чум.

Едва Собянина скрывается за  пологом, Иосиф Митрофанович с  улыбкой просвещает нас:

— Костёр — это  женское дело. Тут  мужчины не должно быть…

Однако женщины заняты другим: им надо разделать домашнюю курицу, мелко нашинковать луковицу, промыть ячневую крупу. За  колодезной водой отправляют сотрудника музея, кандидата исторических наук и  члена Союза художников России Леонида Лара. По  национальности он  ненец, но  прекрасно знает культуру всех северных народов.

— В  музее-заповеднике 200  гектаров, — кратко сообщает он. — Мы здесь проводим Вороний день, День рыбака, День коренных народов Севера, обрядовый праздник «Нарождение луны». На  последней встрече в  марте у  нас  был  снежный стол!

— Лунный праздник — это  хантыйский Новый год, — дополняет Еприн. — Помню, мы тогда классно повеселились!

— На  деревянной лопате блюда подавали, — вставляет Светлана Молчанова.

Ей, повару по  профессии, и  предстоит варить кашу.

Ездовые осетры и  лакомая сметана

В  пятилитровом котелке, подвешенном в  чуме над  очагом, булькает вода, в  которой уже  полчаса варится рубленая курица. Светлана Васильевна засыпает в  бульон ячневую крупу (800  г), помешивает её и  уточняет для  нас:

— За  15  минут до  окончания варки добавим лук  и  сливочное масло. В  целом каша готовится 40-60  минут.

Мы узнаём, что  прежде ханты вместо масла использовали гусиный, утиный или  рыбий жир. И  саламат чаще варили из  дичи — уток, глухарей, куропаток. Но  жизнь не стоит на  месте, сегодня у  городских северян под  рукой другие продукты.

— Наш  отец был  рыбак и  охотник, заготовитель пушнины. В  местной газете «Путь к  коммунизму» его  фотографии помещали, — рассказывает Молчанова. — Дичь и  рыбу, добытые им, мы хранили в  ледниках. До  весны запасов хватало. Икру чёрную тазиками засаливали. Мама постоянно пироги из  муксуна и  нельмы стряпала. Помню, отец поймает осетра, несёт его  на  плече — хвост по  земле тащится! Однажды изловил сразу двух, привязал за  жабры к  дереву, а  сам  с  матерью и  старшими детьми уехал на  покос. Мы с  сестрой Клавой — погодки, к  берегу осетров подтащили, уселись на  них  и  давай кататься. Потом один осётр отвязался и  уплыл. Погонял нас  отец тогда…

Светлана Васильевна выросла в  Юртах Непкинских на  Малой Оби  в  Берёзовском районе. Вокруг стояли черёмуховые леса, где  она  девочкой собирала не только черёмуху, но  и  смородину — чёрную и  красную.

— Мама из  ягод шанежки стряпала, варенье варила. Мы в  детстве питались очень хорошо! — заверяет Молчанова.

— А  я в  детстве очень любила сметану! — признаётся Собянина, выросшая в  деревне Тугияны Берёзовского района. — Набегаюсь на  улице, сверну домой, возьму кусок хлеба — и  в  кладовку, где  стоит 10-литровое ведро со  сметаной. Наворачиваю прямо из  него. Втихомолку, конечно. Потому что, знаю, мама отругает. Она  требовала есть только сидя за  столом. А  мне  некогда было рассиживаться. Друзья на  берегу ждали!

— Я была полной девочкой, любила жирную пищу. Мне  даже прозвище дали — Черока, потому что  ходила, как  утка, переваливаясь с  ноги на  ногу, — вспоминает родная сестра Светланы Васильевны Клавдия Беляева, выучившаяся на  радиста-оленевода, но  всю  жизнь работавшая на  тюменском хлебозаводе. — Ранним утром я всегда шла  с  мамой на  дойку. Она  надаивала парного молока в  кружку, и  я тут  же его  выпивала, заедая хлебом. Ещё любила разбирать жирные головы муксунов, язей и  сырков. Всё из  них  высасывала!

Рентген-лаборант Маргарита Ниязова, единственная в  хантыйском ансамбле дочь татарского народа, тоже ощущает себя настоящей северянкой, в  том  числе и  в  пищевых предпочтениях. Ведь родилась она  в  селе Янги-Юган Приуральского района, под  Салехардом, куда в  1930-х годах сослали её деда.

— Там  моя  родина, моя  земля и  мой  воздух. Когда я в  обществе северян, я — дома, — говорит Маргарита Садыковна.

Она  с  шести лет  вместе с  братьями ставила петли на  куропаток. С  подругами мастерила кукол из  утиных клювов. И  на  всю  жизнь полюбила простые северные блюда: строганину из  рыбы и  оленьего мяса.

Есть памятное блюдо из  детства и  у  Иосифа Ерпина, уроженца ямальского посёлка Питляр, потомка рыбаков и  оленеводов. Он  вырос на  «варке» — смеси, которую готовили из  вытопленного рыбьего жира, кусочков вяленой рыбы и  варёной осетровой икры.

— Ценный продукт! — цокает языком Иосиф Митрофанович. — Мы его  ложками ели. Чаю  попил с  этой «варкой» — и  больше ничего не надо! Сейчас её уже  не делают. Осетра ловить нельзя…

Без  рыбы не прожить ни  дня!

В  котелке над  огнём, выдувая пузыри, доходит каша, а  мы подошли к  волнующей нас  всех (и  коренных северян, и  русских сибиряков) рыбной теме. В  компании не нашлось ни  одного человека, у  кого бы при  волшебном слове «муксун» не засосало под  ложечкой. Поэтому когда «шаман» произнёс магическое заклинание: «Пора делать строганину!», мы организованно рванули из  чума к  месту, где  в  прохладной тени дожидалась нас  благородная рыбина.

— Вчера вечерней лошадью прислали с  Севера, — с  улыбкой докладывает Ерпин, распелёнывая завёрнутого в  газеты обского красавца.

Первым делом он  отсекает рыбе хвост, срезает плавники и  делает вдоль хребта надрез. Затем снимает кожу вместе с  чешуёй. Отдаёт приказ: «Готовьсь!» — и  мы замираем, преданно глядя на  его  умелые руки, в  которых острый нож  виртуозно делает стружку уже  не из  полена, а  из  рыбы.

— Наши женщины этим не занимаются, — комментирует Иосиф Митрофанович. — Разделывать рыбу — мужское занятие.

— Везёт вашим женщинам, — завидую публично.

— Ага, везёт! — встрепенувшись, восклицает Светлана Васильевна. — Всё на  свете мы делаем!

Еприн усмехается:

— Когда я привёз жену на  Север, она, как  и  мы, северяне, начала уплетать строганину за  обе  щёки!

— Разве ваша жена — не ханты? — уточняю.

— Нет, она  на  Холодильной родилась. Русская гармошка! — посмеивается «шаман», который 20  лет  преподавал в  тюменской музыкальной школе №  1  саксофон.

Клавдия Васильевна сообщает:

— Мы с  дочкой порой купим свежую горбушу. И  она  обязательно предложит: «Давай, пока никого нет, поедим сырую».

— От  кого таится? — удивляюсь.

— Думаю, мужа стесняется… А  я не стеснялась своего, научила строганину есть! Мой  русский муж  раньше рыбу вообще не ел. В  гости на  Север приезжали, он  бежал в  магазин за  тушёнкой. Сестра переживала из-за  этого. Мы с  ней  настряпаем пирогов из  муксуна, наедимся от  души. А  он  консервы томатным соком запивает! Но  со  временем я всё-таки пристрастила его  к  рыбе.

— А  у  меня в  семье все  рыбу любят! — отмечает Светлана Васильевна, которая в  Тюмени тоже нашла себе русского мужа. — Я никогда без  рыбы за  стол не сажусь. Но  теперь мы в  основном скумбрию да  сёмгу покупаем. Речную брать боимся, говорят, много описторхозной. А  муксун дорогой, лишь по  праздникам можем себе позволить.

— И  я ни  дня  без  рыбы прожить не могу, — сознаётся Любовь Дмитриевна. — Не поем её, значит, не наемся. Мы тут  все  на  рыбе выросли…

— Жизнь народа ханты — это  круглогодичный цикл рыбной ловли, — объясняет Иосиф Митрофанович. — С  любой точки могу его  расписать. В  июле начинается вонзя — ход  благородной рыбы по  Оби. Сначала идёт нельма, за  ней  косяком муксун. Следом — осётр. К  середине августа и  вплоть до  заморозков ловим щёкура. А  как  река встанет, начинается подлёдный лов. Тут  уже  ловится всё! А  весной рыбы доброй нет. Но  зато есть щука — икряная. За  ней  появляется озёрный сырок и  пыжьян. Из  этой рыбы делается колодка. Невыпотрошенную, её складывают в  бочонок, пересыпают солью, а  сверху придавливают гнётом. Осенью откроешь — и  пальчики оближешь. Рыба жирная, всё на  месте!

Боги, прикоснитесь к  нашей пище!

На  столе рядом со  строганиной появляется отварной олений язык, тарелка с  растопленным нутряным оленьим жиром (в  него следует макать кусочки хлеба) и  пышущая жаром, только что  с  огня каша-саламат.

Лар  тем  временем подпалил в  специальном сосуде несколько сосновых веточек, и  Собянина предложила пройти обряд очищения дымом, чтобы избавиться от  плохих помыслов и  злых духов. Делаем три  круга по  солнцу и  возвращаемся к  накрытому столу, который тоже необходимо очистить огнём. Но  ветер, не считаясь с  хантыйскими верованиями, задувает спички. Любовь Дмитриевна вынуждена воспользоваться зажигалкой. Она  обводит огоньком по  периметру стола, а  Беляева читает молитву по-хантыйски (нам  переводят): «Боги, прикоснитесь к  пище, чтобы наши руки и  ноги были здоровы, и  голова была цела, и  глаза видели. Боги, отведайте нашей пищи вместе с  нами».

— Готовить стол надо с  добрыми помыслами, — толкует Собянина. — Плохое настроение хозяйки может перейти к  гостям вместе с  едой.

— Но  ведь по  щелчку пальцев настроение не поднимешь, — высказываю сомнение.

Собянина вскидывает брови:

— Ну, как? Утром проснулся, посмотрел на  солнышко — и  получил шикарное настроение! Вот  его  и  надо в  течение дня  передарить другим людям. Даже за  тучами можно разглядеть солнце. Мы же знаем, что  оно  на  небе…

— Верно! — подхватывает Молчанова. — Мы как-то  здесь отмечали праздник. Было хмуро. А  Любовь Дмитриевна сказала: «Солнышко, выгляни!», и  тучи разошлись.

Собянина прерывает разговоры:

— А  ну, давайте налетайте, пока каша не остыла!

Говорят, на  сытый желудок и  душа поёт. Вот  и  вокалисты ансамбля «Хэс» затянули песню «Куренька» о  прилежной хозяйке, у  которой в  руках всё спорится: и  шить-то  она  умеет, и  варить, и  плясать. Словом, умница, красавица, северянка!

Наталья Хвостанцева потом поведала:

— Я впервые саламат попробовала на  обрядовом лунном празднике «Тыльщ поры». Удивилась: обыкновенная ячневая крупа, как  она  может быть такой вкусной?! Думаю, это  за  счёт свежего воздуха и  ауры северян, умеющих создавать хорошее настроение!

  Как Любовь Собянина финно-угров объединила

После окончания десятилетки Любовь Собянина хотела поступить в  Ленинградский институт имени Герцена на  чертёжника, но  провалила один экзамен. В  Тюмени выучилась на  лаборанта и  десять лет  отработала в  химико-технологической лаборатории на  камвольно-суконном комбинате. Однажды попала на  библиотечное мероприятие, посвящённое юбилею мансийского писателя Ювана Шесталова. Была впечатлена. В  то  время она  уже  подумывала продолжить своё образование. Решила поступать в  ТюмГУ, но  через Ханты-Мансийск, где  коренным народам предлагали льготы. В  1996  году в  столице Югры проходил кинофестиваль финно-угорских народов, на  котором она  познакомилась с  венгерской писательницей Евой Шмидт и  педагогом Дианой Герасимовой, приехавшей из  Санкт-Петербурга набирать студентов в  институт имени Герцена. Эти  дамы и  подбили Собянину поступать в  питерский вуз. Отучившись, Любовь Дмитриевна получила диплом историка-культуролога. И  в  2000  году вместе с  единомышленниками (Валентином Молотковым, Галиной Проскуряковой, Леонидом Ивановым, Светланой Молчановой и  Лидией Егоровой) создала общественную организацию коренных малочисленных народов Севера «Кедр». Спустя какое-то  время к  Собяниной стали приходить удмурты, напомнив, что  они  близкий народам Севера народ. Потом состоялось приятное знакомство с  коми-зырянами, марийцами, мордвинами. В  2005-м в  Тюмени впервые прошли Дни  культуры финно-угорских народов. А  в  2007-м Любовь Собянина решила объединить финно-угров в  одну организацию. «Сейчас нас  много, — говорит Любовь Дмитриевна. — И  к  нам  приезжают перенимать опыт из  Удмуртии, Свердловской области, Республики Марий Эл, Югры и  с  Ямала».

Ирина Тарабаева

 
По теме
Костыленков участвовал в майдане на Украине - KP.Ru Наш спецкор Ульяна Скойбеда разбиралась в деталях громкого дела и искала ответ на вопрос, почему дети в 2018-м году хотят революцию [фото, видео] Ульяна СКОЙБЕДА Бородатый коммунист Рустам Рустамов по кличке «Руля»:
21.09.2018
 
 
Зашел в "Магнит", вышел  миллионером - Tumix.Ru Челябинец вскрыл банкомат в магазине и забрал один миллион рублей. Кража произошла ночью в одном из магазинов "Магнит" в Челябинске.
20.09.2018
 
 
В Тюмени по иску прокуратуры Центрального округа г. Тюмени суд запретил деятельность торгового центра «Престиж» Центральный районный суд г. Тюмени удовлетворил иск прокуратуры Центрального округа г.
20.09.2018 Прокуратура Тюменской области
«Комсомолка» разыскала одну из жертв изверга, которой удалось спастись [видео] Анна СВЕТЛАКОВА «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга,
20.09.2018 KP.Ru
Large d7119d78 c040 416a 9f7d 70635010fe9e - Vsluh.Ru Игорь Боровский В новых сериях три подруги продолжают изучать собственных «тараканов» и искать мужчину своей мечты.
20.09.2018 Vsluh.Ru
Диана на ступенях «Космоса». - Тюменский курьер По духу музыкальный фестиваль «Акустическая атмосфера» напоминал квартирник.
20.09.2018 Тюменский курьер
Марафон «Поздравь Командора!», организованный Почтой России совместно со Свердловской областной библиотекой для детей и молодёжи им.
20.09.2018 Тюменские известия
Михаил Звягин: «Смогли остаться на плаву» - АСН Тюменская арена Главный тренер тюменского «Рубина» Михаил Звягин прокомментировал победу своих подопечных в гостевом матче чемпионата ВХЛ с ХК «Саров» - 4:2.
21.09.2018 АСН Тюменская арена
На вчерашней пресс-конференции после игры «Тюмени» и «Сочи» в 12 туре чемпионата России по футболу среди команд ФНЛ наставник гостей Александр Точилин был чернее тучи.
20.09.2018 Тюменский курьер
После решения, принятого на Сейшелах, была завершена "война" с ВАДА, которая продолжалась с ноября 2015 года Андрей ВДОВИН @av_esq Можно перевести дух на пару мгновений - российское антидопинговое агентство (РУСАДА) в
20.09.2018 KP.Ru
Решени было принято после собрания, которое прошло на Сейшельских островах Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin Российское антидопинговое агентство было официально восстановлено в правах в четверг, 20 сентября.
20.09.2018 KP.Ru
Костыленков участвовал в майдане на Украине - KP.Ru Наш спецкор Ульяна Скойбеда разбиралась в деталях громкого дела и искала ответ на вопрос, почему дети в 2018-м году хотят революцию [фото, видео] Ульяна СКОЙБЕДА Бородатый коммунист Рустам Рустамов по кличке «Руля»:
21.09.2018 KP.Ru
А заодно смогут выбрать для изучения китайский язык Лидия Шумкова В новом учебном году тюменских старшеклассников и их родителей колоссальные изменения при сдаче экзаменов не ждут.
19.09.2018 KP.Ru
По требованию Ишимской межрайонной прокуратуры суд обязал ЗАО «Племзавод-Юбилейный» и АО «АминоСиб» прекратить сбросы загрязняющих сточных вод и очистить водные объекты Как ранее сообщалось,
20.09.2018 Прокуратура Тюменской области
Правильно ли поступает УК «Запад», взимая с тюменцев плату за прорывы труб и утечки горячей воды в доме, после замены стальных труб горячего водоснабжения на неармированные полипропиленовые.
20.09.2018 Тюменская область сегодня