Пресс-конференция руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Дмитрия Валерьевича Шалабодова: «Итоги деятельности Тюменского УФАС России за 2012 год».

28 декабря 2012 года в Тюменском Доме Печати прошла пресс-конференция посвященная подведению итогов работы Тюменского УФАС России за 2012 год. В ходе конференции журналистам были розданы обзоры итогов в печатном варианте. С докладом выступил руководитель Тюменского УФАС России Шалабодов Дмитрий Валерьевич. Наибольший интерес у журналистов вызвала сфера рекламы. Многих интересовал вопрос рост цен на нефть, а так же эффективность работы Тюменского УФАС по вопросам рассылки смс-рекламы. В целом, встреча прошла успешно и вызвала широкий отклик у СМИ.

Отчет был следующего содержания:

1. Контроль за монополистической деятельностью

За отчетный период в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, поступило 181  заявление на действия хозяйствующих субъектов, которые, по мнению заявителей, осуществляли монополистическую деятельность, что на 30% меньше чем в 2011 году.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2012 году количество возбужденных дел по фактам монополистической деятельности хозяйствующих субъектов снизилось с 30 до 11, это связано с тем, что с 2012 года антимонопольными органами применяется новый институт – выдача предупреждений. При своевременном исполнении выданного предупреждения дело в отношении компании не возбуждается и лицо не привлекается к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Так, в отчетном периоде было выдано 18 предупреждений, из них исполнено 17 предупреждений, 1 предупреждение находится в стадии исполнения.

Большинство рассмотренных дел (9 нарушений из 11), касается сферы электро-теплоснабжения и ЖКХ, а также в сфере услуг железнодорожного транспорта (2 нарушения).

2. Недобросовестная конкуренция.

В 2012 году в Управление поступило 24 заявления по фактам, которые по мнению заявителей, указывали на недобросовестные действия конкурентов (в 2011 – 21 заявление). По результатам их рассмотрения было возбуждено 7 дел, по результатам рассмотрения которых, выдано 7 предписаний о прекращении недобросовестной конкуренции.

В отчетном периоде установлены недозволенные формы борьбы между конкурентами в издательской сфере, при оказании страховых услуг, при организации деятельности фитнес-клубов,  при реализации бензина и каминов.

Недобросовестная конкуренция выражалась в следующих формах: незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности (в частности, товарных знаков) хозяйствующих субъектов-конкурентов, введение в заблуждение в отношении потребительских свойств  производимого товара, осуществление страхования автогражданской ответственности с нарушением требований Закона об ОСАГО, а также распространение неточных и искаженных сведений  о самом продавце товара.

По сравнению с 2011 годом количество выявленных нарушений увеличилось с 4 до 6. Что свидетельствует о возрастающей роли антимонопольных органов в пресечении недобросовестных действий хозяйствующих субъектов, направленных на получение ими преимуществ в экономической деятельности.     

3. Пресечение действий (бездействия) органов власти и местного самоуправления, которые ограничивают или могут привести к ограничению конкуренции

 

Работа по пресечению действий (бездействия) органов власти и местного самоуправления, которые ограничивают или могут привести к ограничению конкуренции, в отчетном периоде характеризуются возросшим количеством дел с 61 до 138. Из них: по 15 статье – 50 дел, по 16- 1, по 17 статье рассмотрено 19 дел, по статье 17.1, предусматривающей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества – 67 дел, по статьям 19-20 – 1 дело.

Антиконкурентными актами и действиями органов местного самоуправления были затронуты сферы пользования муниципальным имуществом (в том числе земельными ресурсами), организации транспортных услуг.

Так, в отчетном периоде в составе статьи 15 были выявлены, в частности, следующие виды нарушений:

- наделение хозяйствующих субъектов полномочиями органов власти и местного самоуправления (ч. 3 ст. 15) – 11 дел;

- предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – 12 дел;

- принятие актов, ограничивающих конкуренцию – 12 дел.

Выявлено 2 случая предоставления земельных участков для жилищного строительства (многоквартирных домов) без проведения соответствующих торгов, предусмотренных земельным законодательством.

Также, некоторые органы местного самоуправления, не отслеживая изменения в законодательстве, не размещали информацию о проведении торгов по предоставлению земельных участков под строительство на официальном сайте www.torgi.ru (эту информацию необходимо было размещать с 01.01.2012 года).

 

Кроме того, в 2012 году у антимонопольного органа добавились полномочия по рассмотрению жалоб на проводимые торги. Напомним, что в начале 2012 года вступили в силу поправки в Закон о защите конкуренции (так называемый «третий антимонопольный пакет»), которые предусматривали полномочия антимонопольного органа по рассмотрению в ускоренном (в течении 7 дней) порядке жалобы на проведение любых торгов, проведение которых обязательно в силу любого отраслевого законодательства. Таким образом, хозяйствующие субъекты получили реальную возможность восстановить свои нарушенные права, в том числе и при распределении ограниченных ресурсов: государственного и муниципального имущества, земельных участков, пользование участками недр, рыбопромысловыми участками и т.п.

Так, рассматривались жалобы и были признаны обоснованными (т.е. установили нарушения)  при проведении: торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества (среди которого и объекты ЖКХ) – 2 конкурса; на право заключения договора на установку рекламной конструкции – 1 конкурс; на право предоставления пользования рыбопромысловыми участками – 3 конкурса; на право заключения регулярных пассажирских перевозок – 6 конкурсов; на право пользования участками недр – 2 конкурса.

Всего в 2012 году рассмотрена 31 жалоба на проводимые торги.

За 2012 год Тюменским УФАС России рассмотрено 156 дел о нарушении требований антимонопольного законодательства.

4. Контроль за размещением заказов

 

За период с 01.01.2012 по 25.12.2012 в Тюменское УФАС России поступило 335 ЖАЛОБ участников размещения заказа, из них рассмотрено ПО СУЩЕСТВУ 281 ЖАЛОБА :

из них 67 жалоб на действия федеральных заказчиков,  из них 22 жалобы признаны обоснованными, 45 жалоб, соответственно необоснованные.

из них 139 жалоб на действия заказчиков (уполномоченных органов) Тюменской области, из них обоснованные – 40 жалоб; 99 - необоснованные

из них 75 жалоб на действия муниципальных заказчиков, из них 34 жалобы признаны обоснованными, 41 необоснованные.

За истекший период 2012 года управлением рассмотрено 92 административных дела о нарушениях в сфере размещения заказов, по результатам которых привлечены должностные лица  к административной ответственности на общую сумму 2  095  539, рублей .

За отчетный период Тюменским УФАС России рассмотрено 69 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (2011 – 78). По результатам их рассмотрения Тюменским УФАС России, в реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения о 58 участниках размещения заказа (2011 год – 53). В отношении 40 хозяйствующих субъектов принято решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи расторжением с ними контрактов по решению суда в связи с нарушением существенных условий контракта

5. Нарушения рекламного законодательства.

В сфере контроля за соблюдением законодательства о рекламе показатели управления в отчетном периоде свидетельствуют об увеличении количества дел, возбужденных по фактам размещения (распространения) рекламы алкогольной и табачной продукции к общему количеству рассмотренных дел. Так, в 2011 году эта цифра составила 6 к 61, в 2012 году: 25 из 76.

Это связано и с изменениями законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и как следствие – изменения законодательства о рекламе.

В 2012 году вступили в силу поправки в Закон о рекламе, устанавливающие более жесткие требования к размещению рекламы алкогольной продукции (к которой теперь приравнивается и пиво).

Напомним, что с 01.01.2013 года реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта  5 и более процентов объема готовой продукции вообще запрещена и разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Пресекалась ненадлежащая реклама стимулирующих мероприятий, проводимых аптекой г.Тобольска, одним рестораном в городе Тюмени, распространенная в периодических печатных изданиях;  не соответствующая действительности и не содержащая всех сведений, что ввело в заблуждение потребителей, реклама акции «Двойной бонус» фирмы «Летуаль»; реклама одного тарифного плана «Ростелеком» со стоимостью подключения в 0 копеек с отсутствием части существенной информации о стоимости переключения с одного тарифа на другой (которая может достигнуть, по информации «Ростелеком»,  в зависимости от действующего у потребителя тарифа, - 3 тысяч рублей), реклама, распространяемая посредством СМС сообщений без предварительного согласия потребителя на получения такой информации; неоднократно пресекалась непристойная реклама. При этом подтверждение факта размещения непристойной рекламы осуществляется зачастую на заседаниях Экспертного совета по рекламе, который создан при Тюменском УФАС России.

6. Количество судебных заседаний в 2012 году

В 2012 году арбитражными судами было рассмотрено 173 дела с участием Тюменского УФАС России (147 в 2011г.), из них 126   дел рассмотрено в пользу Тюменского УФАС России (96 – 2011г.).

В 2012 году состоялось 225 судебных заседания (225 – 2011г), из них 178 решение принято в пользу Тюменского УФАС России (161 – 2011).

7. Громкие дела Тюменского УФАС России в 2012году.

Следует отметить, что в 2012 году были рассмотрены достаточно «громкие», сложные и объемные дела, которые затрагивают права хозяйствующих субъектов, а также жителей Тюменской области такие как:

ОАО «Компания «Юнимилк» - создало на территории Тюменской области дискриминационные условия закупки сырого молока для дальнейшей переработки, необоснованно установив для различных поставщиков различные базовые цены на сырое молоко одного и того же качества. Результатом данных действий явилось предоставление преимущественных условий реализации сырого молока для одних поставщиков по сравнению с другими поставщиками-конкурентами.

ОАО «Уральская теплосетевая компания» - злоупотребило доминирующим положением на рынке услуг по передаче теплой энергии путем необоснованного отказа в согласовании технических условий подключения к тепловым сетям. Результатом данных действий фактически явилось блокирование новых подключений к тепловым сетям города и ущемлению интересов лиц желающих подключится к сетям, в частности застройщиков планирующих строительство или ввод жилых домов в эксплуатацию, а также могли пострадать дольщики таких домов.

Решение Тюменского УФАС России было рассмотрено Арбитражным судом Тюменской области и оставлено в силе как законное и обоснованное.

ОАО «Тюменьэнергосбыт» - злоупотребило своим доминирующим положением на рынке энергоснабжения, нарушив установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, в части расчета нерегулируемой цены в 2010 году для бюджетной категории потребителей. В результате такого нарушения, стоимость электрической энергии была завышена, а компания необоснованно получила доход более 8 миллионов рублей.

Решения Тюменского УФАС России были предметом рассмотрения в судах и оставлены в силе как законные и обоснованные. Предписания, выданные по данным делам, были исполнены нарушителями в полном объеме.

Страховая компания «Росгосстрах» в нарушение требований законодательства о страховании заключала договоры страхования гражданской ответственности, не требуя документа, свидетельствующего о технически исправном состоянии транспортного средства. Такие действия Управлением были признаны недобросовестной конкуренцией. Решение Тюменского УФАС России было рассмотрено Арбитражным судом Тюменской области и оставлено в силе как законное и обоснованное.

К прецедентным по рекламе возможно отнести дела по пресечению размещения рекламы МММ 2011. Решение Тюменского УФАС России было рассмотрено Арбитражным судом Тюменской области и также оставлено в силе как законное и обоснованное.

8. Всего за 2012 год Тюменским УФАС России рассмотрено 236 административных дел, наложено штрафов на сумму 326 миллионов 925тысяч 130 рублей.

По фактам злоупотребления доминирующим положением было возбуждено 33 дела об административных правонарушениях (в 2011 - 35 дел), по результатам рассмотрения которых наложено штрафов на сумму 8  444 391,25 рублей (в 2011 - 299  552 444, 41 рублей). В 2012 году по данной категории дел оплачено штрафов на сумму 18 451 411,85 рублей.

По фактам заключения соглашений и согласованных действий дела об административных правонарушениях не возбуждались в связи с изменением антимонопольного законодательства и уточнением понятия согласованных действий  (в 2011 - 17 дел штрафов наложено на сумму 16  169  412,09 рублей). При этом по данной категории дел в 2012 году оплачено штрафов на сумму 5752761,16 рублей.

За нарушение Стандартов раскрытия информации за отчетный период возбуждено 1 (7) дело об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых наложено штрафов на сумму 350  000 рублей, оплачено 350  000 рублей.

Новым направлением в работе управления 2012 года, явилось применение статьи 9.21 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил подключения к сетям электро, тепло- водоснабжения и водоотведения. За истекший период возбуждено 6 дел наложено штрафов в размере 600  000 рублей, оплачено 200  000 рублей, остальные находятся в стадии исполнения.

За факты размещения ненадлежащей рекламы привлечено к административной ответственности 54 лица на общую сумму 3 326 тыс. рублей.

Самые крупные штрафы были оплачены в этом году:

Тюменьэнерго – 1  809  950 рублей

ОАО «СУЭНКО» - 10  894  022 рубля

ОАО АТК «ЯМАЛ» - 2  658  723 рубля

ОАО АК «Ютэйр» - 2  658  448 рублей

ОАО Тепло Тюмени – 5  383  136 рублей

                                                                        10  766  273 рубля

                                                                        1  521  995 рублей

Оплачено штрафов за 2012 год на сумму 45 миллионов 668 тысяч 606 рублей.

 

Дополнительную информацию можно получить по телефону: (3452) 505-805

 

 
По теме
Друг погибшего мальчика с разрешения мамы рассказал о произошедшем Появилась видеозапись смертельного ДТП, в котором погиб 9-летний велосипедист.
Покушение на угон   Ишимский городской суд Тюменской области вынес приговор в отношении ранее судимого молодого человека, который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, действуя умышленно,
В рамка акции «Сообщи, где торгуют смертью» инспектор по делам несовершеннолетних заводоуковской полиции Светлана Печканова совместно с представителем общественного совета Ольгой Абрамушкиной в МАОУ СОШ № 2 организовали
Совместными усилиями не допустить пожаров! - МЧС В Главном управлении МЧС России по Тюменской области совместно с представителями Прокуратуры Тюменской области проведен совместный учебно-методический семинар по вопросам подготовки и организации работы в период прохожде
МЧС
Фото Сергея Мжельского - Tumentoday.Ru Своим опытом тюменцы поделились со специалистами из Москвы Фото Сергея Мжельского Опыт оказания медицинской и социальной помощи бездомным людям в Тюменской области был отмечен президентом России Владимиром Путиным.
Tumentoday.Ru
В Тюменской области с начала года выявлено почти 60 случаев туберкулеза - NG72.Ru Автор: НАША Газета Источник фото Департамент здравоохранения Тюменской области В течение месяца тюменцы могут пройти флюорографическое обследование в любой поликлинике С начала года в Тюменской области было выявлено о
NG72.Ru
Театральные загадки - Библиотечный центр 27 марта в Тумашовской сельской библиотеке была организована игра-викторина «Театральные загадки», посвященная Дню театра.
Библиотечный центр