Как семья реагирует на то, что сын — уличный художник?
Родители всегда доверяли моему выбору, и давали определенную свободу, понимая, что я стараюсь ответственно принимать решения. От мамы мне досталась любовь к рисованию. Долгое время они надеялись, что мое творчество — это хобби. Раньше периодически были разговоры о поиске постоянной работы, какой-то стабильности. Отчасти, из-за этого случился мой эксперимент с уходом в армию. Позже я признал, что это был некий побег от сложившейся ситуации. Я не любил такие обсуждения, ведь внутренне для себя уже решил посвятить жизнь искусству, расти и развиваться в нем. Не хотелось сидеть на офисной работе и в перерывах заниматься творчеством. Я придерживаюсь мнения: если посвящаешь свою жизнь какому-то делу, искренне в него веришь, то у тебя будут успехи. Старался всегда придерживаться собственного вектора развития. Сейчас показываю родителям рисунки, советуюсь с ними, недавно они приходили на мою экскурсию по стрит-арту.
О себе и работе над «Частями целого»
Я довольно критичен по отношению к себе, мне периодически не нравятся работы, которые рисую. Стараюсь адекватно относиться к тому, что получается, без лишнего самоедства, но и самолюбия. Понимаю, что есть немало авторов, которые гораздо круче меня. Опираясь на факты и личные симпатии, могу выделить двух: Марата Morik, Рустама Кубика. Ребята рисуют по всему миру, востребованы и живут тем, что им нравится. Осознаю, что ко мне много медийного внимания. Безусловно, это приятно, но я осознаю, что есть художники, которые незаслуженно менее заметны. Трудно сказать, сколько всего я сделал работ. Судьба рисунков в других городах мне не всегда известна: ты нарисовал их, и они живут своей жизнью.
Сейчас я делаю серию графичных работ, объекты разбросаны по разным городам России и мира. Я стараюсь связывать героев из этой серии между собой, есть определенная сюжетная линия, которую иллюстрирую абстрактно, собирая некую мозаику.
О развитии стрит-арта в Нижнем Новгороде
Особенности архитектуры Нижнего Новгорода в том, что в городе в избытке хватает — деревянных, заброшенных или побитых жизнью домов. Художники работают с его фактурой и атмосферой. В других городах подобная активность может пойти в ином ключе.
Как приглашенные художники влияют на местную среду
Для развития городской культуры необходимо вкладывать средства и развивать местных художников. Другой вопрос — исходит ли инициатива от самого творческого сообщества? Я был куратором направления «Стрит-арт» на фестивале «Арт-овраг» (2012-2013) в Выксе. Основные кураторы хотели приглашать больше зарубежных художников. Я же предлагал, вместо одного иностранца позвать нескольких своих.
Если в городе мало творческой активности среди уличного искусства, то пусть приезжают стрит-артеры из других городов. Это дает импульс для развития. Для проекта «Место» мы приглашали художников из других городов России. Все они были героями фильма "В открытую". В Нижнем Новгороде довольно неплохая стрит-арт активность, но приезжие художники со своим стилем, идеями придают новую творческую энергию в городе. Это хорошо влияет на город, жителей и локальных художников. А в замен получают подпитку от местных авторов. Мы же все друг от друга заряжаемся.
Как создавался фильм «В открытую»
Первый, крупный выездной фестиваль, в котором я принял участие — «Крась». Это был 2010 год, Красноярск. Для меня стало открытием, что можно съездить в другой город, и узнать новых для себя авторов и художников. Это натолкнуло меня на мысль — в каждом городе есть интересные авторы, которые неизвестны. В тот момент, у меня появилась идея о фильме. Помимо занятия уличным искусством, меня всегда интересовал монтаж и видео-съемка на любительском уровне. Я решил объединить: стрит-арт, видео и путешествия. Полноценного, документального фильма о граффити, уличном искусстве в России не было. Только субкультурные ролики, где заснят процесс рисования, но нет того, что раскрыло эту культуру, рассказа художников о себе и творчестве.
Съемки длились с паузами 6 лет. Монтировал на протяжении 3-х месяцев, практически, не выходя из дома. Не сложилось привлечь к созданию спонсоров и партнеров, поэтому получился полноценный авторский проект без привязки к кому-либо. За этот период я объездил десятки городов, география съемок: Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Пермь, Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Выкса, Тульская обл., Ростов-на-Дону, Казань, Оренбург, Салават, Воронеж, Нижний Новгород. В фильме задействованы более 70-ти художников.
Главный герой «В открытую» — собирательный образ уличного художника из России. Это смесь из интервью, участники которых разбросаны стилистически и географически. У художников есть точки соприкосновения и различия, они перетекают из одного в другое. Премьерный показ я делал в Нижнем Новгороде, в рамках проекта «Место»: художники создавали объекты, прошли лекции и мастер-классы, экскурсии по местному стрит-арту. Сейчас из многих городов пишут с просьбами о показе фильма. Мне хочется лично присутствовать и презентовать «В открытую». Сейчас фильм — главный проект, который я сделал. Кажется, трудно будет создать что-то более значимое.
Текст: Катерина Барзова
Фото: Дарья Новикова