Хорошее санитарно-гигиеническое состояние школы подразумевает не только соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборки всех помещений, дезинфекции и т.д. Очень важны вопросы освещенности и воздушно-теплового режима. Недостаточная и неправильная освещенность приводит к прогрессирующему ухудшению здоровья (снижение остроты зрения) и работоспособности, повышению нервно-психологического напряжения, утомляемости. Температура и другие характеристики воздуха в классе также во многом определяют как психофизическое состояние детей, так и риск ухудшения их здоровья.
Температура
Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять +18-24°С, в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских +17-20°С, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования +20-24°С, медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала +20-22°С, душевых +25°С.
Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.
Проветривание
Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
| ||
Наружная температура, °С
| Длительность проветривания помещения, минут | |
в малые перемены | в большие перемены и между сменами | |
От +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
От +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
От 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
От -5 до-10 | 1-3 | 10-15 |
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
Проведение проветривания не требует никаких финансовых вложений, а эффективность его, особенно в период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом, весьма высока. Учебные помещения проветривают во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо проводить сквозное проветривание учебных помещений.
Естественное освещение
>Все учебные помещения должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале, душевые и туалеты персонала, кладовые и складские помещения, радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища, помещения для уста новки инженерного и технологического оборудования.
Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника. Рекомендуется использовать шторы из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения.
Искусственное освещение
В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, теплый белый, естественный белый.
Классная доска оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок. Светильники рекомендуется размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Помимо освещенности влияют на профилактику ухудшения зрения школьников и правильное расса живание детей в классе с учетом состояния их здоровья, и правильная осанка, и соответствие школьной мебели ростовым особенностям учащихся, и показатели шрифто вого оформления полиграфической продукции, и исполь зование технических средств обучения, компьютеров, ноутбуков, электронных учебников, планшетов и т.д.
Причины снижения остроты зрения также могут быть связаны с перенапряжением зрительного аппарата, злоупотреблением просмотром телепередач, компьютер ными играми, вообще чрезмерным длительным пребыванием за компьютером, ноутбуком, планшетом и т.д.
Требования к условиям обучения в образовательных организациях регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», нарушение которых может отразиться на здоровье школьников.
Подготовлено с использованием материалов журнала «Санитарно-эпидемиологический собеседник»