Как торпедный катер стал памятником судостроителям

Large 593569bd 791b 4a33 a453 bb3ec49b8ea3
Small thumb b492eba0 3e26 435d ad28 00d5d2ba1ea7
Small thumb 99fa88d2 5bd6 4ee4 a17a 18e50a31fea3
Small thumb 2e7dbdd0 6cac 4545 b36f 9a2d3de50d38
Small thumb 21e77d8e e7e7 4694 8b29 415105e7ddde
Small thumb 4775ca6a 249d 47f7 a0d7 77aa0c46e438
Small thumb 345952a4 42c8 4679 a1fd b7e4ddfaa058
Small thumb 4f63dab5 6d9f 4fcd 8321 8f47eb399055
Small thumb 5548966f d723 46e5 882d 794e0c81729a
Small thumb b930493c 5b04 4f82 876c cf3494a11e28
Small thumb de467f2e 35c2 4aa7 8475 0714f8ad415f
Small thumb 0df31173 991c 4304 8f4e 37b3a7d76eea
Фото: www.vsluh.ru
Автор: Ольга Никитина

Судоверфь, просуществовавшая 80 лет, прославила Тюмень именно торпедными катерами и легендарной плавучей электростанцией «Северное сияние».

В этом году в Тюмени появится еще одно памятное место. В сквере имени Потапова установят точную копию торпедного катера «Комсомолец», который был построен на Тюменском судостроительном заводе и участвовал в боях Великой Отечественной войны. Судоверфь, просуществовавшая 80 лет, прославила Тюмень именно торпедными катерами и легендарной плавучей электростанцией «Северное сияние». Подробнее в совместном проекте еженедельника «Вслух о главном» и Тюменской областной думы «Реальные дела фракции».

Никто не будет забыт

В этом году завод отмечает 90-летие со дня образования. К этой круглой дате в музее «Городская Дума» открылась выставка «Покорители сибирских рек». Первыми ее посетителями стали ветераны завода и тюменские дети. На выставке они увидели макеты легендарной электростанции, кораблей, которые выпускали судостроители, документы, связанные с историей предприятия.

Открытие выставки предварило торжественное мероприятие – на встречу с заводчанами пригласили первого заместителя председателя Тюменской областной думы, руководителя фракции «Единая Россия» Андрея Артюхова и депутата Тюменской городской думы, куратора партийного проекта «Оружие Победы» Юрия Баранчука . Они давно сотрудничают с ветеранами завода в деле увековечивания памяти о трудовом подвиге тюменцев, работавших в тылу в годы Великой Отечественной войны.

Андрей Артюхов заметил, что в этом году празднуется не только 90-летие судостроительного завода, но и 100-летие со дня рождения его директора Петра Петровича Потапова, который немало сделал для процветания предприятия в 1960–1980 годы. Юрий Баранчук подчеркнул необходимость сохранения памяти в поколениях. В работе над проектом «Оружие Победы» для него наиболее важным стало именно это.

«Нужно, чтобы дети и внуки помнили, какой была жизнь в тылу. Потому что самое главное – преемственность памяти и жизненных установок. Дети должны знать, что война – это не игрушка, это смерть и горе. Мы должны передать эту память», – выступил перед ветеранами Юрий Баранчук.

Он напомнил трудовые заслуги и других предприятий, которые поддерживали фронт во время Великой Отечественной войны. «Ни один завод, выпускавший продукцию для фронта во время войны, не будет забыт. У нас возводится парк со стелами, посвященными каждому предприятию, с краткой информацией. Появится большая экспозиция в музее имени И.Я. Словцова. Великие слова Георгия Жукова «Тыл – половина победы» никто не отменял», – пообещал депутат.

Важно воссоздать детали

В годы войны в Тюмени работали не один десяток заводов, выпускавших продукцию для фронта. Но именно судостроительный стал единственным в областном центре, награжденным орденом Победы.

Андрей Артюхов напомнил, что в суровые годы войны на предприятии трудились сотни тюменцев: не мужчины, а женщины и подростки: «Было очень тяжелое время. Многие станки стояли под открытым небом. Работа велась в жутких условиях, было очень скудное питание. А люди выпускали торпедные катера, которые громили немцев на Черном, Баренцевом и Балтийском морях, а позже – на Дальнем Востоке во время войны с Японией и во время Корейской войны».

Всего руками заводчан построено 165 катеров. Модель знаменитого торпедного катера «Комсомолец» стала центром новой экспозиции музея. Катер выпускался с 1938 по 1945 год. На «Комсомольце», развивавшем скорость до 48 узлов, впервые появилась бронированная рубка из листовой стали 7 мм. На нем устанавливались спаренные пулеметы и трубчатые торпедные аппараты на палубе. «Комсомольцы» могли атаковать противника торпедами на самом малом ходу. Катера сыграли важную роль в обороне Ленинграда.

Андрей Артюхов и Юрий Баранчук лично ездили в Краснодар, где им была передана закладная табличка катера «Комсомолец», найденная водолазами на дне Керченского пролива. Эта табличка, покрытая ракушками, свидетельствует, что катер изготовлен в Тюмени в 1942 году. Она представляет величайшую историческую ценность и хранится в сейфе у Юрия Баранчука. Впоследствии ее планируется передать музею.

Табличка стала важным аргументом, который наряду с обращением ветеранов завода побудила депутатов помогать созданию макета катера, признался Андрей Артюхов. И теперь в рамках проекта «Оружие Победы» фракции «Единая Россия» модель изготавливается в Перми. По словам Андрея Артюхова, изначально планировалось передать заказ Тобольскому судоремонтному заводу в Сумкино, но в итоге отдали предпочтение пермскому предприятию. «У них уже был опыт изготовления макетов для другого музея. А здесь очень важно воссоздать малейшие детали. Макет будет металлическим, из стали 4 мм, чтобы наш катер существовал долгое время», – пояснил вице-спикер думы.

Достать со дна Керченского пролива то, что осталось от «Комсомольца», сейчас невозможно. Корпус катера проржавел и развалился. «В этом году мы профинансировали поездку аквалангистов. Поступила информация, что есть и другие тюменские катера. Нам привезли карту всех кораблей, лежащих в Керченском проливе. Их там десятки. К сожалению, активное судоходство, движение кораблей и бросание якорей сделало свое дело – все разбито. Мы надеялись хотя бы поднять пулеметы, но ничего не нашли», – сожалеет депутат.

Проект вышел весьма затратным, признался Андрей Артюхов. Однако он ни о чем не жалеет: «Считаю, что в этом случае самое главное – сбылась мечта работников завода. И для нашего города это будет крайне важный исторический объект. Ведь судостроительный завод – единственный в Тюмени, награжденный орденом Победы».

Погружаясь в исследование истории катера, Андрей Артюхов много читал о самом заводе. Он помнит, как гремела слава тюменских судостроителей во время освоения Севера, как все гордились их продукцией. Но о военной истории знали немногие. Например, депутат узнал о том, насколько катер ценят балтийские моряки-ветераны. Подобный катер стоит на Поклонной горе в Москве, есть монументы в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Севастополе, Калининграде, два на Дальнем Востоке. «Как памятник небольшой катер оказался очень удобным», – считает Андрей Артюхов.

Сейчас делается все, чтобы в октябре 2018 года ветераны завода и другие тюменцы увидели макет катера в сквере Потапова на улице Новгородская. Это будет модель в размере один к одному – с пулеметами, торпедами и глубинными бомбами. «Памятник будет интересен всем интересующимся историей, особенно мальчишкам. Мы все вместе делаем большое и нужное дело», – уверен Андрей Артюхов.

Нужен ли завод Тюмени?

Из уст ветеранов завода депутатам поступили острые вопросы. Ветераны, всю жизнь, проработавшие на предприятии, болеют душой за современное состояние завода. Люди не могут смириться с тем, что легендарное предприятие больше не сможет спустить на воду ни одного судна. «В каком состоянии сейчас находится завод и нужен ли он городу?» – спросили они.

«Что случилось с заводом, вы знаете еще лучше меня. В это время я работал на Крайнем Севере, и многого не знаю, но читаю сайты, газеты, исторические документы. Это грустная история, когда прекрасное предприятие, как и многие другие, было взято в частные руки. И то ли из-за жадности, то ли из-за глупости, то ли все вместе взятое – завод перестал быть тем, которым мы гордились в советское время. Велись споры между владельцами, завод переходил из рук в руки и в итоге перестал существовать», – рассудил Андрей Артюхов.

Юрий Баранчук помнит, как в 1999 году предпринималась последняя попытка реанимировать завод. Но одним из серьезных доводов в пользу прекращения судостроения стала река Тура. Она перестала быть судоходной, ее никто не прочищал много лет.

Но сейчас, когда в Тюмени заговорили об увековечивании памяти трудового подвига заводчан, ветераны и депутаты проделали большую работу. Они нашли архивные материалы, добились финансирования. Сейчас дело движется к концу, и в октябре памятник будет готов. Великолепный музей завода передан на хранение в государственные фонды, и сейчас часть уникальных документов, фотографий и макетов можно увидеть в музее «Городская Дума» до 2 сентября.

 
По теме
Срок окончания строительства макета торпедного катера, который будет установлен в тюменском сквере имени Петра Потапова, назначен на конец августа.
В музее «Городская дума» развернулась экспозиция, посвящённая истории Тюменского судостроительного завода.
В Туртасе прошло комплексное тактико-специальное учение по ликвидации последствий ЧС - Уватский район В Уватском районе для совершенствования практических навыков, слаживания работы в чрезвычайных ситуациях в условиях, максимально приближенных к реальным, систематически проводятся тактико-специальные учения.
Уватский район
«Веселый и добрый, проказник домовой» - Центр соцобслуживания населения Каждый из нас знает, кто такой домовой. Он живет за печкой или на кухне, оберегает и защищает дом от врагов, пожаров, болезней, отвечает за благополучие и лад в семье.
Центр соцобслуживания населения