Наверняка каждый из жителей нашей области видел карту регионов России. Привычная картинка с 85 разноцветными субъектами РФ. На очередных «Губернаторских чтениях» участники дискуссионной площадки пытались сложить новую карту — регионов-лидеров разных стран мира. И найти на ней место для Тюменской области.
Алексей Кузнецов рассказал, как он видит «пути укрепления позиций Тюменской области» на карте мира.
Фото Дмитрия Ткачука.
24-я по счету встреча в рамках «Губернаторских чтений» прошла вчера на традиционном месте — в Тюменской областной научной библиотеке имени Д.И. Менделеева.
Участниками мероприятия стали губернатор Тюменской области Владимир Якушев, председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов, представители органов власти, бизнеса, общественности, образовательных учреждений и многие другие.
На этот раз в роли приглашенного эксперта выступил Алексей Кузнецов, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН.
— В ходе мероприятий «Губернаторских чтений» мы, как путешественники, определяемся на местности — ищем положение и место Тюменской области в глобальной системе координат. Чаще всего речь идет о карте экономических связей. Наш сегодняшний гость — один из лучших современных проводников по этой карте, — отрекомендовал эксперта Владимир Якушев.
Доклад отличался от большинства предыдущих, прозвучавших на этой площадке. Как правило, эксперты брали общемировую тему, подробно ее освещали и лишь затем переходили к анализу региональной ситуации. Алексей Владимирович посвятил всё выступление нашему региону, лишь изредка обращаясь к мировым тенденциям и примерам. Столичный гость рассказал, как он видит «Пути укрепления позиций Тюменской области на «корпоративной карте» мира».
Перевести лидерство на английский язык
В последнюю пятилетку большая часть многомиллионного населения России успела закрепить в своей голове простой факт: Тюменская область — передовой регион. Наши земляки приняли это к сведению с удовольствием, а некоторые дальние и близкие соседи, возможно, с менее лучезарными эмоциями.
— В укреплении позиций Тюменской области нет сомнений. Но нет предела совершенству, нужно развиваться дальше. Тюменская область сравнивает себя только с регионами страны, где является передовой? Или уже может сравнивать себя с регионами-лидерами других стран? Именно поэтому я буду говорить не столько об успехах, а их предостаточно, сколько об обратной стороне, — подчеркнул Алексей Кузнецов.
Если шагнуть за пределы российского пространства, и территориального, и информационного, то там о достижениях Тюменской области практически неизвестно. Алексей Кузнецов привел пример. В англоязычной «Википедии» статья о Тюменской области похожа на небольшую заметку из словаря и включает в себя лишь несколько абзацев. Основной смысловой нагрузкой в характеристике региона можно считать фразу о том, что он выгодно расположен для обслуживания нефтегазового сектора. А ведь этот самый «выгодно расположенный» субъект переживает бурную индустриализацию, осваивает новые, доселе не известные отрасли и открывает мегапредприятия.
Работа над своим имиджем за пределами страны — важная составляющая для Тюменской области. Регион много лет планомерно трудится над привлечением инвестиций, зачастую это иностранные капиталовложения. А значит, вступает в конкурентную борьбу с ведущими регионами других государств, также желающих заполучить инвестора.
— Глобализация изменила характер мировых экономических отношений. Регионы стран, даже самых сильных и успешных, вовлечены в конкуренцию места размещения, — говорит Алексей Кузнецов. — Борьба за иностранного инвестора сложна. Если, например, российский бизнес, планируя инвестировать в новое предприятие, выбирает между несколькими областями, то транснациональные компании могут выбирать между регионами, расположенными на разных материках.
Одной статьей в «Википедии» дело не исправишь, скажет скептик. И будет прав! Однако информационная политика может сыграть на имидж Тюменской области, помочь потенциальным партнерам узнать о ее лидерских позициях. Ведь первое знакомство с регионом начинается с информации, а не спонтанной поездки за тридевять земель. Определенные подвижки в этом направлении есть. Например, нашей области удалось добиться отдельной графы во всех рейтингах — Тюменская область без учета автономных округов. Сначала она появилась в российских, а теперь и в англоязычных изданиях. Так более заметна индустриальная составляющая экономики юга Тюменской области.
Тюмень с позиции Сибири и Урала
Алексей Кузнецов проанализировал, как те или иные транснациональные компании осваивают российский рынок. Как правило, механизм довольно схож. Сначала они заходят в Москву или Санкт-Петербург, а уже затем планомерно расширяют филиальную сеть, с каждым разом уходя все дальше от столицы.
— Крупные компании обычно осваивают европейскую часть России и уже потом идут в азиатскую. При этом сначала они приходят не в Тюмень, а в другие сибирские города. Ведь Тюмень не миллионник. Нужно подумать, как скорректировать эту тенденцию, — посоветовал московский гость.
Численность населения — не главное. Если Тюмень пока не может похвастать своим миллионным жителем, то может делать упор на то, что является одним из самых динамично развивающихся и растущих областных центров страны. Нужно играть на этом, уверен Алексей Кузнецов.
Еще один важный момент: Тюменская область должна понять, как себя позиционировать, чтобы быть лидером в своем географическом пространстве.
— Если вы позиционируете себя как часть УрФО, то всегда будете уступать Екатеринбургу — городу-миллионнику с метро и небоскребами. Если вы — часть Западной Сибири, то не сравнивайте себя с Омском и Новосибирском по размерам. Вы снова им проиграете. Позиционируйте себя как самый европейский город Сибири. Это вполне правдивая оценка, — предложил Алексей Кузнецов.
Также эксперт посоветовал обратить внимание на азиатские компании. Вышеназванным путем через Москву с дальнейшим постепенным продвижением по близлежащим регионам идут все европейские компании. Сегодняшний общемировой тренд предполагает разворот на Восток, где немало крупных транснациональных компаний и инвесторов с внушительным капиталом. Эта тенденция актуальна и для России, у которой охладели отношения с Европой.
— Сейчас азиатские компании заходят в Россию либо через Москву, либо через Дальний Восток. Через Тюмень они зайти не могут — даже прямых авиарейсов нет. Однако по поводу расширения этих географических связей вашему региону стоит подумать.
Алексей Кузнецов рекомендовал задуматься и об укреплении позиций Тюмени в иерархии российских городов. Последнее время столица региона входит в первую двадцатку, но проигрывает по присутствию крупных корпораций тем городам, что располагаются ниже в списке. Правильная работа в этом направлении ускорит приход в регион компаний с большим количеством подразделений в России. Также нужно работать над изменением образа южной части Тюменской области. Уходить от сформировавшегося имиджа нефтесервисной территории в сторону индустриального региона.
— Можно гордиться именами тех людей, которых вам уже удалось привезти на территорию Тюменской области. Ежегодное привлечение по 100-200 миллионов долларов иностранных инвестиций — это хороший результат. Так держать! — похвалил Алексей Кузнецов. — Но то, что Тюмень уступает некоторым городам и регионам, находящимся ниже в рейтингах, очевидно. Как это исправить? Готовых рецептов нет. Нужно искать решения.
В завершение «Губернаторских чтений» итоги по традиции подвел Владимир Якушев:
— Алексей Владимирович задал сегодня серьезные вопросы, на которые мы должны дать ответы. Инвестиционный имидж — одна из важных составляющих. Двигаться в этом направлении мы начали уже давно. В зависимости от того, каким он будет, мы сможем рассчитывать на открытие новых производств, создание новых рабочих мест и развитие экономики региона. Сегодня эта тема наиболее важна для Тюменской области!
Тюменская область должна понять, как себя позиционировать, чтобы быть лидером в своем географическом пространстве.
Андрей Решетов.