УСЛУГИ ПО ПЕРЕВОЗКАМ ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ


    В повседневной жизни многие граждане зачастую пользуются транспортными услугами междугороднего сообщения, которые включают в себя регулярные перевозки транспортными средствами (автобус и микроавтобусы) объектами транспортной инфраструктуры (автовокзалы и автостанции) и определяющие общие условия предоставления услуг пассажирам.
    Перевозка пассажиров автомобильным транспортом относится к одному из видов транспортных услуг.
    Данный вид услуг регулируется нормами законодательства:
  • 1. Глава 40 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ);
  • 2. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112);
  • 3. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. №2300-1 (далее – Закон о защите прав потребителей);
  • 4. Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

  •     В соответствие с положением Постановления от 2 апреля 2012 г. № 280 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», д еятельность по перевозке пассажиров междугороднего сообщения автомобильным транспортом подлежит лицензированию .
          Исходя из положений ст. 8-10 Закона о защите прав потребителей и п.15-37 раздела II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 при оказании транспортных услуг исполнитель (перевозчик) должен оказать услугу, качество которой соответствует договору и довести до потребителя полную достоверную информацию о данной услуге (вид деятельности услуг, номер и срок действия лицензии, орган выдавший лицензию, стоимость проезда, номер маршрута, общее расписание маршрутов, режим работы автовокзала, информационный терминал со сведениями о прибытии и отправлении автобуса, правила пользования автовокзалом, в транспортном средстве -   информация о наименовании, адресе, номере телефона перевозчика, фамилия водителя, номер мест сидений, указатели аварийных выходов и т.д.).
          На основании п. 42, 49, 51 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 проезд пассажиров по маршрутам осуществляется только при наличии билета, который должен содержат информацию о обязательных реквизитах (серия, номер билета, наименование выдавшей организации билет, дата и время отправления, место, стоимость билета, место прибытия и т.д.). Продажа билетов возможна как кассами автовокзалов, так и водителями при отсутствии иных пунктов продажи билетов. При междугороднем сообщении продажа билетов начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства. Также следует отметить, что п.4 ст. 22 Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ предусматривает осуществление регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении и продажу билетов для проезда пассажиров при наличии мест для сидения.
          Согласно гл. 40 ст. 784, 786, 795 ГК РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки (билет). По данному договору перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения в определенные сроки при условии наличии оплаты, установленной за проезд. В случае возникновения ситуации, связанной с задержкой отправления или опозданием прибытия транспортного средства в пункт назначения междугороднего сообщения и с отсутствием со стороны перевозчика факта доказательства, имеющее следствие непреодолимой силы, неисправности транспортного средства и иных обстоятельств, не зависящих от него, перевозчик уплачивает штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки отправления соответствующего транспортного средства, но не более чем в размере стоимости проезда. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
          Приобретая билет заранее, у пассажира могут возникнуть различные ситуации, при которых может осуществить возврат денежных средств. На основании ст.23 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ пассажир вправе:
          1) в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение 3 часов или вследствие болезни, несчастного случая в течение 3 суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, возобновить действие билета на другое транспортное средство при условии доплаты, размер которой составляет 25% стоимости проезда или получить обратно стоимость проезда за вычетом 25% их стоимости;
          2) в случае возврата билета в кассу не позднее чем за 2 часа до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда за вычетом 5% их стоимости или в случае возврата билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда за вычетом 15% их стоимости;
          3) в случае невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по не зависящим от перевозчика причинам получить обратно стоимость проезда пропорционально непроследованному расстоянию;
          4) возвратить билет в кассу до отправления транспортного средства и получить обратно полную стоимость проезд в следующих случаях:
                а) отмена отправления транспортного средства;
                б) задержка отправления транспортного средства более чем на 1 час;
                в) предоставление пассажиру места в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене, чем в том транспортном средстве, на проезд в котором пассажиру продан билет;
                г) непредоставление пассажиру указанного в билете места;
          5) в случае согласия на проезд в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене получить разницу между оплаченной суммой и причитающейся за проезд платой;
          6) в случае предоставления транспортного средства с оплатой проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади по более высокой цене, чем в транспортном средстве, указанном в расписании, осуществить проезд, перевозку багажа, провоз ручной клади без доплаты.
          Возврат пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в соответствие с разделом II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, не позднее чем в течение 10 дней с момента предъявления перевозчику соответствующего требования пассажира.
          За более подробной информацией Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей по следующим контактам:
    адрес: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3
    тел.: (3452) 567-990 доб. 3721 и 3723
    горячая линия: 68-48-94
    e-mail: kczpp@fguz-tyumen.ru
    группа «В контакте»: Защита прав потребителей
     
    По теме
    Управление напоминает, что с целью реализации потребителем права на получение консультационной помощи функционирует государственный информационный ресурс «Защита прав потребителей» (zpp.rospotrebnadzor.ru) ,
    В Тюмени 57-летнего уроженца западной Украины подозревают в изготовлении оружия, боеприпасов, а также приспособления для бесшумной стрельбы, сообщают местные СМИ со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах.
    В дежурную часть отдела полиции города Заводоуковска поступило сообщение из медицинского учреждения о том, что к ним обратился житель поселка Лебедевка 1981 года рождения с различными травмами.
    «Веселый и добрый, проказник домовой» - Центр соцобслуживания населения Каждый из нас знает, кто такой домовой. Он живет за печкой или на кухне, оберегает и защищает дом от врагов, пожаров, болезней, отвечает за благополучие и лад в семье.
    Центр соцобслуживания населения