В ожерелье субарктических культур

Все, кто хотя бы раз сталкивался с традиционной культурной обских угров, отмечают ее самобытность. Чтобы это понять, порой достаточно даже беглого взгляда на их национальную одежду, предметы быта, внешний вид жилищ. Лишь заинтересованные люди — ученые-этнографы — могут увидеть в культуре коренных жителей Югры неповторимое и общее с культурами других народов Севера.

«Обские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое» — Международную научную конференцию с таким названием при поддержке правительства Югры организовали сотрудники этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» в Ханты-Мансийске.

При всей специфичности подобных научных форумов, которые зачастую широкой общественности мало интересны, эта конференция стала настоящим интеллектуальным венцом всех тех мероприятий, что были приурочены к 25-летию музея и проходили с октября 2011 по октябрь 2012 года.

Конференция собрала порядка 70 исследователей из России, Венгрии, Финляндии и США, которые представляли 5 научных центров, 13 вузов, столько же музеев и 2 учреждения по охране и использованию историко-культурного наследия. Так что можно смело сказать: подобных совместных форумов музейных работников и ученых, занимающихся изучением народов ханты и манси, в Югре, пожалуй, никогда не проводилось.

Одна из секций — «Этногенез, этническая история и культурогенез обских угров в контексте развития цивилизаций Севера Сибири» — давала простор для научных дискуссий и споров, другая — «История и культура обских угров как духовный, туристический и социокультурный ресурс территории», ставшая площадкой по обмену опытом, имела больше прикладное значение.

Академическим исследованиям Югры уже более 300 лет. Казалось бы, накоплен колоссальный объем информации, досконально изучена материальная культура, определены происхождение и этапы развития ее отдельных элементов, но, как справедливо заметила кандидат исторических наук Елена Фёдорова, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (г. Санкт-Петербург), остается множество нерешенных вопросов, связанных как с методикой исследований, так и с отсутствием конкретных материалов, отражающих узколокальную специфику культур.

«Этническая культура постоянно меняется под влиянием внутренних и внешних факторов, — отмечает Елена Геннадьевна. — Обские угры, проживающие в таежной зоне на протяжении многих веков, сформировали культуру, облик которой по многим характеристикам присущ именно местному населению. Вместе с тем в ней обнаруживаются элементы, происхождение которых может быть связано с инокультурным влиянием».

Вот почему поиск решения проблем определения тех археологических культур территории Северо-Западной Сибири, которые с достаточной степенью достоверности могут быть связаны с обскими уграми, и выявление прямых заимствований, повлекших трансформацию этнической культуры, скорее всего, станут перспективными научными исследованиями.

Для этого необходимо и расширение археологических исследований (как в территориальном, так и во временном аспектах), и детальное изучение культуры территориальных групп (чтобы определить сами возможности и механизмы распространения элементов культуры как внутри этих групп, так и за их пределами).

Увы, но в Югре активизировались «черные археологи», у которых вместо научных целей лишь одно стремление к обогащению за счет археологических находок. Информация о них периодически всплывает в Интернете. Об этом, в частности, говорил доктор исторических наук Аркадий Бауло, заместитель директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Там, где порылись «черные копатели», расшифровать тайнопись истории уже невозможно! Сохранение археологического наследия — это задача, выходящая за пределы какого-то отдельного региона.

И все же ученые уверены, что знания о средневековой жизни обских угров будут меняться. Огромные научные «сокровища» таятся не только в земле, но и в закрытых пока еще до сих пор фондах некоторых музеев — как российских, так и финских, венгерских, шведских. Для российских этнографов источниковая база, имеющаяся, к примеру, у тех же венгров, все еще недоступна. В первую очередь из-за того, что материалы первых венгерских исследователей Западной Сибири до сих пор не переведены с венгерского языка на другие языки — и, в частности, на русский. Ситуация бы изменилась, если б была разработана соответствующая издательская программа по переводу и печати на русском языке публикаций об обских уграх иностранных исследователей XVII-XX веков.

Потому не случайным было предложение профессора университета штата Нью-Мексико Эндрю Уигета создать единую цифровую базу, которая могла бы обеспечить ученым доступ к интересующим их источникам.

Кстати, перевод музейных фондов в цифровой формат с возможностью создания 3D-версий — одна из задач, поставленных перед музеями Югры. Это позволит значительно увеличить зрительскую аудиторию, ведь многие составляющие традиционной культуры сохранены именно в музеях.

Как отметила в своем выступлении кандидат исторических наук Елена Пивнева, ученый секретарь Института этнологии и антропологии РАН (г. Москва), в современном динамичном мире все более явственно проявляются процессы стандартизации, унификации, массификации и коммерциализации этнической культуры.

«Практические задачи, связанные с фиксацией и сохранением этнических традиций, сопряжены с необходимостью научного осмысления происходящих процессов, — говорит она. — Так что вопросы: «А как меняется традиционная культура?» и «Каков ее содержательный смысл?» — тоже актуальны. Даже несмотря на тот устоявшийся стереотип и предсказания, что эта культура умирает и скоро умрет. Об этом говорили исследователи еще 100, 200 и 300 лет назад. А обские угры живут! И их культура жива!

Мало того, наблюдается еще и «этнический всплеск» в самосознании народов. Этнографы даже говорят о «фантоме» возрождения традиционной культуры в современной культуре народов Сибири, хотя нуждается в осмыслении и само понятие культурной традиции. Что это — противоположность инновации, устоявшийся стереотип, она не может развиваться?

Вопросы весьма не праздные, ведь сколько упреков от носителей культуры приходится выслушивать не только работникам музеев, но и тем, кто занимается сценическим искусством, народными промыслами и ремеслами, декоративно-прикладным искусством, развивает этнотуризм, когда делается что-то неправильно или не так.

Конечно, многих претензий можно было бы избежать, если б работники учреждений культуры не стеснялись бы и не боялись приглашать ученых. Весьма полезным оказалось бы и создание для проведения экспертиз различного рода проектов в сфере использования этнического ресурса Югры общественного совета из представителей национальной интеллигенции и ученых.

А пока для всех тех, кто интересуется и изучает традиционную культуру малочисленных народов Севера, хорошим подспорьем будут материалы самой завершившейся научной конференции. Часть из них уже находится в открытом доступе на сайте музея «Торум Маа» www.torummaa.ru.

К тому же было принято важное решение сделать традиционными такие совместные форумы ученых-этнографов и музейного сообщества Югры, направленные на изучение, сохранение и представление традиционных культур.

Было предложено Международной научной конференции «Сибирские угры в ожерелье субарктических культур: общее и неповторимое», проводимой на базе государственного музея «Торум Маа», придать статус регулярного форума и проводить ее один раз в пять лет.

Должна прислушаться к мнению ученых и власть. Они считают, что музей «Торум Маа», являющийся одним из брендов Югры, ставший за 25 лет своей деятельности достойным учреждением, активно изучающим, популяризирующим и транслирующим обско-угорскую культуру, нуждается в реформировании и преобразовании.

Как ни прискорбно, но «Торум Маа» до сих пор не имеет своего отдельного здания для размещения рабочих мест, фондохранилища и экспозиции, а значит, не в полной мере сейчас способен качественно удовлетворить запросы населения в музейных услугах. Даже международную конференцию пришлось проводить в стенах другого музея — Природы и Человека. А ведь этнографические музеи под открытым небом в Российском Зауралье можно пересчитать по пальцам.

Ученые, принявшие обсуждение в новой концепции музея «Торум Маа», считают, что у него есть все возможности стать ландшафтным музеем.

Ещё новости о событии:

Все, кто хотя бы раз сталкивался с традиционной культурной обских угров, отмечают ее самобытность.
19:56 28.11.2012 R72-News.Ru - Тюмень
В ожерелье субарктических культур - Тюменские известия
Все, кто хотя бы раз сталкивался с традиционной культурной обских угров, отмечают ее самобытность.
03:56 28.11.2012 Тюменские известия - Тюмень
 
По теме
В Туртасе прошло комплексное тактико-специальное учение по ликвидации последствий ЧС - Уватский район В Уватском районе для совершенствования практических навыков, слаживания работы в чрезвычайных ситуациях в условиях, максимально приближенных к реальным, систематически проводятся тактико-специальные учения.
Уватский район
«Веселый и добрый, проказник домовой» - Центр соцобслуживания населения Каждый из нас знает, кто такой домовой. Он живет за печкой или на кухне, оберегает и защищает дом от врагов, пожаров, болезней, отвечает за благополучие и лад в семье.
Центр соцобслуживания населения