Театр «Пластилиновый дождь»: в Тюмени зритель умеет смотреть уличные спектакли

Large c9c72afd 0e7a 45b3 b8c6 5dd3d0bbe882
center
center
center
center
Фото: www.vsluh.ru
Автор: Елена Познахарёва

Режиссер самарской труппы рассказал о развитии уличного искусства в России на примере своего театра.

Международный фестиваль уличных театров «Сны улиц» стартует 25 июля под лозунгом «Без границ». Спектакли тюменских и иностранных коллективов увидят жители пяти городов Тюменской области. Театры покажут свои истории в жанрах уличной клоунады, перформанса, современной хореографии, интерактивного шоу, музыкальных импровизаций и шествия на ходулях. Один из гостей фестиваля — знаменитый самарский театр «Пластилиновый дождь», который принимал участие в шоу «Минута славы», в церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи, гастролировал по городам России. Режиссер Игорь Шадрин рассказал «Вслух.ру», где учат ходить на ходулях, что значит спектакль «Обряд» и как искусство уживается с деньгами.

- Ваш театр имеет многолетнюю историю. К какому жанру тяготеете?

– Постановки нашего театра отличаются разножанровостью. В репертуаре и серьезные визуальные спектакли, и трюковые постановки, и веселые динамичные перфомансы.

- Сколько времени уходит на их подготовку уличных спектаклей? Как рождается идея, придумываются костюмы и собирается реквизит?

– Всё зависит от самой постановки. Как правило, перфомансы появляются быстро — месяца за два, а на спектакли может уйти и несколько лет.

Сначала возникает идея, потом она наполняется всем, что может быть интересно нам и зрителям. Мы довольно часто используем веселые и смешные интерактивы, трюковые номера, визуальные эффекты. Реквизит и костюмы продумываем, когда понятна идея постановки. Эти элементы должны дополнить образ и сюжет, сделать спектакль ярким и узнаваемым.

- Сколько времени живет уличный спектакль?

– Все зависит от обстоятельств. Какой-то спектакль может жить десятилетия, вновь и вновь показываться зрителям, собирать аншлаги. Какая-то работа презентуется всего несколько раз и исчезает.

- У вас большая труппа? В ней профессиональные актеры или самоучки?

– Сейчас около 15 человек. Всех, как правило, мы обучаем сами, так как в России пока нет учебных заведений, где бы профессионально работали с ходулистами и уличными актерами. В некоторой степени нас можно назвать своеобразным вузом: многолетняя практика позволила создать методики обучения работе на ходулях. Еще важно, конечно, владеть актерским мастерством, хореографией, уметь накладывать грим, создавать костюмы.

- На фестиваль «Сны улиц» вы привезете спектакль «Обряд». О чем он?

– Мы подумали, что тюменцам будет интересно увидеть перформанс, основанный на визуализации, красивых необычных образах. Но нужна была история. Ее мы и нашли в славянской мифологии. Так наша задумка обросла содержанием, отношениями персонажей. В результате получился необычный спектакль – не только красивый визуально, но и наполненный эмоциями.

- Слышали, что он отличается не только сложными декорациями, но и костюмами. Один из них оценил эксперт моды Александр Васильев. Кто его автор?  

– В театре работают гениальные люди. Они могут придумать и сделать своими руками невообразимые образы. Главный герой, например, получился благодаря совмещению разных материалов. Так, для создания его костюма потребовались строительные материалы, текстиль. Как это будет выглядеть вживую, тюменцы смогут увидеть на фестивале.

- У вас не только интересные костюмы, но и сложный грим. Привлекаете для создания постановок специалистов со стороны?

– Не привлекаем. Так получилось, что за всю историю театра, а это более 20 лет постоянной работы, мы освоили разные техники: это и крой костюмов, и накладывание грима, и создание декораций. Конечно, совершали и ошибки, но для коллектива, который растет и меняется, это нормально. В «Обряде» интересный грим, а создают его сами актеры.

- В Тюмень вы приезжаете не первый раз. Как вас встречают зрители? Отличается ли местная публика от жителей других городов?

– Ваша публика нам очень нравится. Есть города, где только появляется культура уличных представлений. Как правило, там зритель еще не подготовлен к восприятию неформальных представлений. В Тюмени зритель уже воспитан. Он видел много уличных спектаклей от разных театров и знает, как воспринимать этот вид искусства, как его оценивать и понимать.

Ценно, когда актеры выходят на площадку и говорят с публикой на одном языке. Зритель не просто наблюдает, но и может оценить, насколько сильный коллектив перед ним, насколько сложна постановка, сколько работы и сил в нее вложено.

- Какие впечатления оставляет фестиваль «Сны улиц» и сам город?

– Приезжая сюда, мы живем в бешеном графике: готовимся к спектаклю, выступаем. Гулять почти не удается. Но то, что мы видели, нам очень понравилось и напомнило родную Самару, где доброжелательная и позитивная атмосфера. Фестиваль также оставляет только положительные эмоции: организаторы делают его с душой. Это чувствуется.

- Вы бываете на гастролях в других странах. Для заграничных поездок придумываете какие-то отдельные номера?

– Нет, мы не готовим специальные программы. За границу мы везем то, что кажется интересным нам самим. И, как правило, это срабатывает.

- Мы заметили, что ваш театр работает не только на фестивалях, но и на корпоративных мероприятиях. В чем особенность таких выступлений, и возможно ли совмещать искусство и культуру развлечения?

– Мы – независимый театр, и все, что мы делаем, никем не финансируется, поэтому коммерческая составляющая совершенно необходима. Именно за счет этого мы можем позволять себе ставить спектакли, осваивать технологии, запускать новые проекты.

- Как вы оцениваете уровень развития уличного искусства в России? Какие театры можно назвать передовыми?

– Уличные театры становятся все более интересными для зрителей. Поэтому не удивительно, что наблюдается тенденция к появлению новых трупп и фестивалей. Это очень хорошо. Можно назвать четыре-пять передовых уличных театров, но, боюсь, что это будет слишком субъективно.

- Получили ли российские уличные театры ту популярность, которая есть у их зарубежных коллег?

– Очень трудно сравнивать. В Европе, например, уличный театр популярен уже не первое десятилетие, в России – только набирает обороты.

- Если сравнивать уличные театры с классическими, можно ли сказать, что выступать перед открытой аудиторией сложнее?

– И да, и нет. На улице театр более демократичный. С одной стороны, на такое представление зритель не покупает билеты, а если он не заплатил денег, то и претензий к актерам у него меньше. Обычно есть два критерия оценки уличного спектакля: нравится и не нравится. Во втором случае зритель разворачивается и уходит.

С другой стороны – в уличном представлении актерам сложнее удержать атмосферу действа. Нужно быть постоянно интересными, постоянно работать с вниманием зрителя. И это сложнее.

- Сможет ли уличное площадное искусство изменить современный маскульт? Чувствуете ли вы, что ваше творчество понятно всем?

– Не уверен, что искусство, любое, должно что-то менять. На мой взгляд, у него в принципе другая функция. Нам бы очень хотелось, чтобы наше творчество было понятно всем. Не хочется превращаться в элитарное направление, которое доступно ограниченному кругу. Пока, как нам кажется, мы с этим справляемся.

 
По теме
• Фельдшер из посёлка Центрального Людмила Штирц очень рада работать в новом ФАПе и благодарна всем, кто трудился ради его открытия.    - TyuMedia.Ru    До этого подразделение лечебно-профилактического учреждения располагалось в старом доме без централизованного водоснабжения.
TyuMedia.Ru
Московский тракт, 129/1 - Тюменский курьер Из 15 площадок, на которых проходил гастрономический фестиваль «Гуляй, Масленица!» в рамках фестиваля «Тюменская весна.
Тюменский курьер